«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя Советского Союза. Список Героев включает 56 человек. Сегодня рассказываем об Аразе Алиеве.
Араз Алиев родился в селении Цилинг Курахского района. Но к началу Великой Отечественной он жил в Астрахани: в город у устья Волги чуть ранее переехала его семья.
Юный Араз, окончив школу и ремесленное училище, работал на судоремонтном заводе. Война для него началась с местного пехотного училища, а первой фронтовой частью стала 18-я воздушно-десантная бригада.
Уже после войны дагестанская журналистка Александра Путерброт нашла Араза Казимагомедовича, и он подробно рассказал о деталях десантной операции близ Сталинграда. Тогда, холодной зимой 1942–1943 годов, группу командира взвода Харченко забросили в глубокий тыл немцев.
Советские бойцы рассредоточились вдоль шоссе. Стояли морозы. Араз Алиев тревожно думал о том, что у него коченеют руки. Согреться помогла активная работа: по приказу командира десантники разгребали снег и старательно долбили твердую землю.
Утром прямо в метель бойцы заметили длинный обоз, двигавшийся с севера к городу. Это немцы везли пополнение и продукты своим частям в город.
Десантники встретили противника гранатами и стрельбой. Почти половина немецких машин была выведена из строя, но на второй день появились новые. Земля вокруг была усеяна воронками от взрывов.
В бою у Араза Алиева оказался поврежден автомат. Он воспользовался оружием погибшего бойца. Убитых и тяжелораненых было много… Но задача – не дать немцам спокойно поддерживать обозами группировку в Сталинграде – была выполнена.
Позднее молодой дагестанец воевал на Карельском перешейке, будучи уже бойцом 98-й стрелковой дивизии.
Здесь летом 1944 года началась операция по освобождению Карелии. Близ границы этой республики и Ленинградской области протекает широкая река Свирь.
Она и стала в конце июня своего рода линией фронта. Южный берег уже был под контролем красноармейцев, на северном по-прежнему сидели немцы.
296-й стрелковый полк получил боевое задание – форсировать реку. Причем основная переправа проходила не здесь, но своей активностью полк должен был отвлечь внимание противника. Среди тех, кого командир батальона Коваленко отобрал для участия в операции, был и наш земляк.
Форсирование реки началось ранним утром 21 июня. В полку придумали хитрость: первыми к берегу противника отплыли десять лодок, в которых в основном находились чучела, одетые в красноармейскую форму. За ними скрывались бойцы, управлявшие лодками. В одной из них, на левом фланге атаки, и находился Араз Алиев.
Немцы стали активно обстреливать эти лодки и… выдали свои огневые точки. На них обрушила залпы советская артиллерия.
Тем временем лодка с молодым дагестанцем и старшиной Морозовым уже достигла северного берега. Пули и осколки немцев в ходе переправы угодили не только в чучела: Алиев был ранен в локоть, у Морозова кровоточила нога, передвигаться ему помогал Араз.
Повредив противотанковыми гранатами прибрежные проволочные заграждения, вдвоем они доползли до первой линии немецких траншей. Там было пусто, противник уже отступил в глубину своих позиций.
А вот чуть дальше им встретился действующий немецкий дзот. Договорились так: Морозов остается на месте и отвлекает немца стрельбой по амбразуре, а Алиев попробует обойти дзот слева и приблизиться к нему.
Справка
Деревоземляная огневая точка (сокращенно ДЗОТ) — полевое оборонительное фортификационное сооружение, построенное из бревен, досок и грунта. Обычно дзоты устанавливали в местах, господствующих над местностью или имеющих сложный рельеф. Для затруднения обнаружения дзот максимально маскировали под окружающую местность. Один-два скрытых пулемета, открывающих огонь с близкого расстояния, давали эффект внезапности, внося в ряды наступающих сумятицу и панику. При этом расчет дзота находился в укрытии.
План сработал: двое немецких пулеметчиков в дзоте не приняли в расчет второго советского бойца. Сооружение было взорвано второй противотанковой гранатой.
Однако неподалеку были и другие немцы. Криками они призывали красноармейцев сдаться. Морозов и Алиев скрылись в одной из опустевших немецких траншей и обнаружили здесь обилие брошенного оружия: пулеметы и несколько лент к ним, вокруг лежали и автоматы.
Два с половиной часа продолжался неравный бой. Ходить старшина Морозов не мог уже вовсе: он полз, меняя позиции. Однако немцы, похоже, догадались, что речь идет всего о двоих красноармейцах, и сжимали кольцо. Отстреливаясь, Араз Алиев с надеждой посматривал в сторону Свири. Наконец показалось подкрепление: это были другие бойцы, переправившиеся на северный берег реки.
Старшину Морозова на руках отнесли к санитарной повозке и увезли в медсанбат. Алиев после перевязки локтя от госпитализации отказался: наступление вглубь Карелии продолжалось.
Там через три недели он получил тяжелое ранение: осколки разорвавшейся мины вонзились в грудь и живот. Араз Алиев долго лечился, а в ноябре был демобилизован и отправился домой.
К тому времени указом президиума Верховного Совета СССР ему уже было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны до выхода на пенсию Араз Алиев работал таксистом. Скончался он в 1984 году, похоронен на мусульманском кладбище Астрахани.
Его именем были названы колхоз в селении Аглоби Дербентского района и школа в селении Кабир Курахского района. А в своих воспоминаниях о войне маршал Мерецков упоминает Араза Алиева в числе 16 смельчаков, которые первыми форсировали северный берег Свири.
Альберт Мехтиханов
Читайте также:
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Юсуп Акаев
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Абдурахман Абдуллаев
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Николай Земцов
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta