«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя Советского Союза. Список Героев включает 56 человек. Сегодня рассказываем о летчике Юсупе Акаеве.
Собирая материал о Юсупе Акаеве, дагестанская журналистка Александра Путерброт нашла публикации не только фронтовых газет, но и таких всесоюзных изданий, как «Известия», «Правда» и «Красная звезда». Их названия говорили сами за себя: «Юсуп – храброе сердце», «Человек-легенда» и др.
А ведь к началу войны будущему Герою не было и 20.
Юсуп Акаев родился в крестьянской семье в селении Нижний Дженгутай ныне Буйнакского района (тогда село административно входило в состав Темирхан-Шуринского округа). Окончив школу, сам работал учителем.
Призванный на фронт, Акаев окончил военно-морское авиационное училище. Так он стал летчиком-штурмовиком, а война лично для него началась в 1943 году.
Шли бои под Новороссийском.
Одна из публикаций того года в газете «Черноморский летчик» рассказывает о боестолкновении на кубанской земле:
«Наши штурмовики должны были расчистить путь пехоте. Группа штурмовиков обрушилась на колонну противника, отступающего по шоссе. Самолеты были встречены сильным зенитным огнем.
Вдруг молодой летчик почувствовал, как самолет его резко вздрогнул – зенитный снаряд пробил маслосистему…»
Далее рассказывается о том, как наш земляк, желая сохранить летательную машину, вел ее в поврежденном состоянии еще 120 км и посадил на своем аэродроме.
Тогда Юсуп Акаев получил свою первую награду (орден Красного Знамени), а в представлении к ней было сказано: «В бою смел, решителен, инициативен. Его бомбово-штурмовые удары по плавсредствам, живой силе и технике противника отличаются большой эффективностью. В дни напряженных боев за освобождение Таманского полуострова, а также при поддержке десанта на Крымском побережье Акаев произвел 25 успешных вылетов на штурмовку противника».
Ил-2 — советский штурмовик времен Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Ильюшина. Серийное производство штурмовика началось в феврале 1941 года. Это самый массовый боевой самолет в истории авиации: было выпущено более 36 тысяч машин.
Конструкторы называли разработанный ими самолет «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» (нем. Betonflugzeug).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
8 ноября 1943 года шестерка самолетов Ил-2, ведомая командиром звена Акаевым, получила задачу уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным зенитным огнем с берега Акаев произвел три захода. Он потопил два сторожевых катера и три повредил. Его самолет был подбит, но Юсуп снова дотянул до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду. Экипаж был спасен.
Тепло отзывался об Акаеве заместитель командира 47-го штурмового авиационного полка полковник Кибезов. В частности, в его воспоминаниях содержится эпизод, когда четверка штурмовиков под командованием дагестанца близ Керчи уничтожила три танка, 15 автомашин и до сотни солдат и офицеров вермахта.
К 1944 году о Юсупе Акаеве уже хорошо знают на Черноморском флоте. В возрасте 22 лет его назначают командиром эскадрильи, причем она считается лучшей в полку. Широко известным тогда стало, к примеру, сражение в воздухе, когда дагестанец в неравном бою с немецкими истребителями уничтожил два самолета противника.
Сильно пострадала и боевая машина самого Акаева. Не работал элерон, вообще не действовал руль поворотов. Тем не менее в таком состоянии он снова довел самолет до аэродрома.
Первым на Черноморском флоте Акаев стал использовать так называемый «топмачтовый» способ бомбометания. До этого летчики, пикируя, атаковали корабль противника с большой высоты. Дагестанский же пилот впервые применил атаку сбоку с малой высоты.
22 апреля 1944 года воздушная разведка обнаружила караван немецких судов, направлявшихся к западному берегу Крыма. В его составе шли крупный танкер, минный тральщик, три катера и быстроходная баржа.
Перед шестеркой штурмовиков Юсупа Акаева (к тому времени он получил звание капитана) была поставлена задача разгромить этот караван.
Для максимальной меткости удара Акаев рискнул собственной жизнью: он приблизился к танкеру так, что при взрыве мог погибнуть и сам. После прямого попадания бомб танкер действительно был взорван, а наш земляк успел уйти из зоны огня.
После освобождения Крыма весной 1944 года штурмовой полк был перебазирован в Прибалтику. Акаев принял активное участие в освобождении городов Выборг, Нарва, Таллин, а затем в ликвидации кенигсбергской группировки врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Юсупу Абдулабековичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В представлении говорилось, что летчик совершил 104 успешных боевых вылета. На его боевом счету более 70 уничтоженных судов противника (в том числе танкер, сторожевые корабли и торпедные катера), три самолета, а также 53 железнодорожных вагона и более 70 автомашин.
После окончания войны Юсуп Акаев продолжал служить на Балтике и весной 1948 года получил звание майора. Но здоровье его к тому времени ухудшилось, и летом того же года он был уволен в запас.
Как сообщала «Молодежка», в 2015 году поисковая экспедиция из Санкт-Петербурга обнаружила самолет дагестанского летчика в Керченском проливе. Подбитый вражеской зениткой 8 ноября 1943 года, он пролежал на морском дне 73 года и был найден в нескольких километрах от берега. Корпус боевой машины доставали с глубины около шести метров в течение нескольких часов. В операции была задействована спецтехника – судно с подъемным краном.
По номеру двигателя удалось установить, что 8 ноября 1943 года на борту Ил-2 находилось два человека: выпускник военно-морского авиационного училища, летчик Юсуп Акаев и сержант Сергей Слепков. Экипажу удалось спастись, они выбрались из подбитого самолета и дождались спасательного катера.
В качестве музейного экспоната штурмовик был отправлен из Севастополя в Дагестан. Его предполагалось установить в историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале. Однако из-за сильной коррозии самолет уже во время подъема со дна Черного моря ломался на части. В итоге было принято решение, предложенное директором парка Махти Рамазановым, – установить точную копию самолета.
В её сооружении приняли участие специалисты Конструкторского бюро им. Ильюшина, работа велась также сразу на нескольких заводах Министерства обороны России. Копия была установлена в музее в апреле 2018 года.
Умер уроженец Нижнего Дженгутая в 1949 году. Похоронен он в Буйнакске на территории педагогического колледжа имени Расула Гамзатова.
Имя Юсупа Акаева носят улицы в Махачкале (бывшая Тимирязева), в поселках Тарки, Шамхал, Султан-Янгиюрт, Новокаякент и Учкент, школы в Буйнакске, Кизилюрте и в родном селе, а также базовый тральщик Каспийской флотилии.
Альберт Мехтиханов
Читайте также:
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Абдурахман Абдуллаев
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Николай Земцов
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Александр Назаров
«Молодежка» в Telegram: https://teleg.run/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta