После победы Октябрьской социалистической революции в Петрограде состоялось триумфальное шествие советской власти по стране. Почти во всех уголках обширной империи были созданы органы новой власти — Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. Они взялись за мирный созидательный труд, прерванный Гражданской войной и интервенцией внешних врагов Страны советов.
Гражданская война и интервенция в Дагестане носили тяжелый длительный характер. Англо-американские, немецкие империалисты имели здесь свои интересы. Турецкие интервенты с помощью внутренних контрреволюционных сил стремились отделить Дагестан от России и присоединить его к Турции. Генерал Деникин нацелился создать тут плацдарм для борьбы с советской властью.
Трудящиеся массы Страны советов, руководимые Коммунистической партией во главе с Лениным, а также молодая Красная Армия в ожесточенных схватках победили и внутренних, и внешних врагов. Наступило время решения многих сложных внутренних проблем страны. Это касается и национального вопроса, особенно для таких районов, как Кавказ, Туркестан.
Советское государство наиболее целесообразной формой разрешения национального вопроса считало устройство их жизни на началах автономии и стало предоставлять ее.
После освобождения Дагестана от банд Деникина и победы Социалистической революции в Стране гор возникла потребность в автономии. С этой целью в столице Темир-Хан-Шуре 13 ноября 1920 года был созван Чрезвычайный съезд народов Дагестана.
На нем по поручению ЦК партии советского правительства народным комиссаром по делам национальностей РСФСР И. В. Сталиным была провозглашена декларация о советской автономии Дагестана.
«В настоящее время, — указывалось в ней, — правительство России, благодаря победе над врагами, получив возможность заняться вопросами внутреннего развития, нашло необходимым объявить вам, что Дагестан должен быть автономным, что он будет пользоваться внутренним самоуправлением, сохраняя братскую связь с народами России».
Участникам съезда огласили телеграмму от Ленина. Делегаты, в свою очередь, с большим воодушевлением отправили вождю приветственную телеграмму с выражением сердечной благодарности советскому правительству и партии большевиков за оказанное доверие и заботу о народах Дагестана.
На съезде единогласно приняли следующую резолюцию:
«Съезд народов Красного Дагестана выражает свой глубокий восторг и полное удовлетворение высокому доверию, выраженному рабоче-крестьянской Россией дагестанскому народу этим историческим актом.
Съезд заявляет, что потоками пролитой крови в борьбе с врагами свободы, революции союз с трудовыми народами Советской России вырастают в вечные мощные неразрывные узы братства и взаимной солидарности на весь долгий путь борьбы и победоносного творчества новой жизни.
Да здравствует великий Союз Советских Республик России!
Да здравствует Совет Народных Комиссаров и его вожди товарищи Ленин и Сталин!
Да здравствует доблестная Красная Армия — освободительница всех угнетенных народов!
Да здравствует Советская Автономная Дагестанская Республика!»
Следует отметить, что на съезде также решили вопрос об отправке в Москву к Ленину делегации от Дагестана, которая должна была провести соответствующую работу с центральными органами власти о дальнейшем развитии дагестанской автономии и участии в подготовке соответствующих документов.
* * *
20 января 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял Декрет об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Следовательно, законодательно было закреплено предоставление народам Дагестана права на автономное государственное развитие. Создание советской государственности народов республики явилось выдающейся победой ленинской национальной политики Коммунистической партии. В истории Дагестана открылась новая замечательная страница.
В начале декабря 1921 года прошел Первый вседагестанский учредительный съезд советов, созыв которого свидетельствовал о завершении длительной работы по переходу от ревкомов к советам. Съезд принял Конституцию и создал высшие органы государственной власти ДАССР.
Знаменательной страницей в историю народов республики вошел день 12 февраля 1921 года, когда Ленин принял в Кремле дагестанскую делегацию в составе председателя дагестанского бюро РКП(б) Д. Э. Коркмасова, чрезвычайного комиссара Гунибского и Аварского округов М.-М. Хизроева, председателя Дагестана по экономическим вопросам в Азербайджане А. А. Тахо-Годи. С членами делегации также был заведующий отделом земледелия ревкома М. Aхундов.
Надо подчеркнуть, что весь Дагестан принимал участие в подготовке своей делегации к поездке в Москву. Было решено вместе с ней отправить для московских рабочих поезд с продуктами, а Ленину в качестве подарка — лучшие изделия народных умельцев. Сопровождать состав поручили большой группе красных партизан.
Поезд прибыл в столицу накануне VIII Всероссийского съезда советов и был торжественно встречен москвичами.
Последние дни декабря 1920 года, весь январь и первая декада февраля 1921-го прошли для дагестанской делегации в напряженной работе. На встречах с представителями центральных властей различных уровней рассматривались и решались насущные для республики задачи. Особенно много пришлось потрудиться над текстом Конституции ДАССР.
Наконец наступил ответственный момент — встреча с Владимиром Ильичом Лениным. «Он встретил нас, — пишет Джалалутдин Коркмасов, — стоя у входа с такой простотой и так радушно, что мы сразу освободились от гнета официальности. Простая обстановка кабинета, ласковая приветливость хозяина сразу сообщили свиданию характер товарищеской встречи». Алибек Тахо-Годи отмечает, что Ленин совсем не был похож на свои известные портреты, перед ними был обыкновенный, живой человек среднего роста, подвижный, с рыжеватыми подстриженной бородкой и усами.
После обмена приветствиями Ленин усадил горцев и сам сел к столу. Началась беседа. Сообщив Ильичу о том, что работа над Конституцией завершена, члены делегации хотели ознакомить его с Дагестаном, с его экономикой, нуждами и проблемами. И когда Д. Коркмасов развернул на столе перед Ильичом карту, тот с удивлением заметил: «А карта зачем?.. Я ведь знаю Дагестан».
В ходе беседы, продолжавшейся 45 минут, Владимир Ильич подробно интересовался положением дел в Дагестане: ходом борьбы с контрреволюцией, состоянием экономики, культуры, жизнью, кустарными промыслами, ростками новой жизни. Сообщение делегации он слушал, как бы впитывая все, что говорили ему, и был тронут рассказом о тяжелом, бедственном положении горского крестьянина, особенно женщин.
В. И. Ленин тут же сделал указание об оказании немедленной материальной и финансовой помощи Дагестану. Посоветовал, как вести дело социалистического строительства с учетом опыта России и местных особенностей.
Когда беседа подошла к концу, дагестанцы решили преподнести Ильичу подарки — изготовленный унцукульскими умельцами чернильный прибор, куда вложили подсвечники, нож для разрезания бумаги, ручку, пресс-папье, портсигар. «Когда мы разложили все это на его письменном столе, он полюбовался ими, восторгался искусством мастеров, сказал нам, чтобы помогли кустарям сохранить их мастерство, но не хотел принять наших подарков: » Что ж я один буду ими любоваться, — говорил он, — пусть любуются все, надо их отослать в музей»», — пишет Алибек Тахо-Годи. Членам делегации удалось уговорить Ленина оставить их у себя, обещав снабдить экспонатами и музей.
Прощаясь, Ильич попросил ежемесячно его информировать о положении дел в республике, высказал уверенность, что приедет на Кавказ и обязательно побудет в Дагестане. Члены делегации попросили Ильича в память об их встрече подарить для трудящихся Дагестана свой портрет с автографом, что и было сделано.
Сохранилась запись Ленина во время приема дагестанской делегации 12 февраля 1921 года. В ней выделено 6 пунктов, касающихся самых актуальных проблем горного края — снабжение зерном и хлебом, мануфактурой, налаживание работы транспорта, нарсвязи (телефон, телеграф, радио), литографии и обеспечение бумагой. Последний пункт имеет следующую приписку: «Просьба: спешно отправить поездом». Ленин дал соответствующие указания советским хозяйственным органам по оперативной реализации установок.
Несмотря на чрезмерную занятость, Ленин пристально следил за оказанием помощи Дагестану, радовался его успехам. В своём приветствии трудящимся республики 12 января 1922 года по случаю принятия производственного дара (два пуда ртути, добытых в Хпюкском руднике) Владимир Ильич выразил пожелания «успеха в трудном деле хозяйственного возрождения Дагестана». Да, действительно, через преодоление многих трудностей шел процесс политического, социально-экономического, культурного возрождения и развития Дагестана.
Владимиру Ильичу не довелось побывать на Кавказе, в Дагестане, увидеть возродившуюся Страну гор. Но трудящиеся республики, идя по пути, указанному вождем, сделали все возможное, чтобы восторжествовали ленинские идеи.
И сегодня, когда кто-то пытается лить грязь на Ленина, на Октябрьскую революцию, очернить все наше прошлое, мы не должны забывать об этом, помня о ленинском внимании, такте, человечности, умении морально и практическими делами поддерживать людей. Нельзя забывать о том, что в самые трудные для Дагестана дни он, русский народ, все другие народы страны пришли нам на помощь. И долг наш — не только помнить, но и защищать чистые ленинские идеи, его имя, творческое наследие.
Ныне республика находится в поиске путей преодоления негативных процессов во всех структурах общественной жизни. Приведение в движение научного и кадрового потенциала, природных и трудовых ресурсов на разумных началах, эффективное их использование позволит интенсивно развить производительные силы края и поднять благосостояние народа. В этом, собственно, и смысл всей нашей работы, смысл возвращения к ленинскому незамутненному источнику.
Нугутдин Исмаилов,
профессор кафедры
экономической теории ДГПУ, заслуженный
работник высшей
школы РФ