Начальник отдела информационного обеспечения миннаца Дагестана Мурад Магомедов оценил ситуацию в сфере противостояния радикализму. И прямо обратился к молодым дагестанцам и их родителям.
О мотивах. Почему некоторые юноши тянутся к экстремизму
— Я анализировал данное явление и в свое время пытался понять, почему вроде бы умная и активная молодежь пополняла ряды экстремистов в 2000 годах. Итогом исследования стала памятка для населения с названием «У террористов нет религии». Резюмировать свое исследование можно одной фразой: «Через правильные слова — к неправильным делам».
Подполье того времени через исламские призывы к справедливости, к борьбе с моральной деградацией, коррупцией и другими пороками общества призывала молодежь к борьбе, но по факту — к террору и сепаратизму. Но почему некоторая молодежь поддавалась их призыву? Есть два фактора, или, как я называю, два условно критических состояния, когда абсолютно нормальный человек может попасть под влияние экстремистов.
Родителям и родственникам следует обратить внимание на следующее. Условно существуют два критических состояния человека, находясь в которых, он (она) могут быть подвержены влиянию идеологии терроризма.
Первое условно критическое состояние выражается в своей основе как естественный процесс для человека, мировоззрение которого изменилось с принятием новых — религиозных — ценностей. Речь в основном идет о новообращенных или тех, кто пришел к пониманию своей религии, стал практикующим. От ощущения познания истины у такого человека на долгий период может пропасть критическое мышление.
Именно в это время и усыпляется сознание человека, он становится психологически беззащитным. В этом и заключается главная опасность этого состояния, потому что, впадая в эйфорию от обретенной истины, он без разбору может впитать в себя настоянную на фашистских идеях, но облеченную в религиозную оболочку экстремистскую идеологию. Это подобно отправленной еде в красивой сервировке.
Обычно в этом периоде у человека появляется некий авторитет, к которому он прислушивается и берет от него религиозные знания.
Благо для таких людей, если их наставником становится алим — высоконравственный, добродетельный, который укажет на истинный, гуманитарный и правовой аспекты религии.
Но все может закончиться плохо, если функции духовного наставника возьмет на себя человек деструктивный (вербовщик). Поскольку новообращенный, начавший практиковать религию человек подобен губке, впитывающей подряд и хорошее, и плохое, он, попав под влияние вербовщика, однозначно пойдет по неверному пути.
Рекомендации родителям
— Что необходимо делать, если вы обнаружили у своего ребенка (родственника) первые симптомы описанного выше состояния? Я рекомендую не вступать с ним в конфликт. Не выступайте ярым противником всех его начинаний, а, наоборот, постарайтесь отнестись с пониманием. Не запрещайте выполнять обязательные религиозные обряды.
Напоминайте, что это очень ответственное решение в его (ее) жизни, и здесь не должно быть поспешных действий; пытайтесь развивать в нем критическое мышление. Если вы обладаете религиозными знаниями, то ведите беседу на религиозные темы без споров и оскорблений. Для начала дайте знать, что вы тоже являетесь верующим человеком.
Напоминайте своим детям, что религия в основе своей — это добро и милосердие ко всем людям. Дайте понять вашему ребенку, что вы положительно относитесь к его (ее) выбору, но хотите предостеречь от радикальных взглядов и экстремизма, от поспешных решений и тем более решительных действий. Возьмите с него обещание, что он не пойдет по пути экстремистов.
Почитанию родителей, послушанию им, их положению (степени) по отношению к детям, вне зависимости от их вероисповедания, в религии отводится важное значение, напомните им об этом. Если вы религиозны, то сами постарайтесь соответствовать в своих словах и поступках требованиям религии, чтобы быть авторитетами для своих детей, родственников. В противном случае они не будут воспринимать всерьез ваши замечания в вопросах религии.
Необходимо объяснить, что любое действие в религии имеет свои четкие условия и правила, что совершение действий подразумевает наличие знаний о правильности их совершения. И их внутренние ощущения или убежденность в том или ином вопросе на самом деле не являются знаниями. Если же ваши дети упорствуют в этом, то призовите их к получению религиозных знаний от авторитетных и признанных людей вашей местности или в официальном религиозном учебном заведении.
Диалог с детьми, а не угрозы и запреты
— Я убежден, что родители, не умаляя своего статуса, должны стать условными друзьями для своих детей. Если они пойдут по дороге запретов, конфронтации и изолирования, то это — путь в никуда, и он только отдалит их от детей, сделает их скрытными и утвердит их неправильные убеждения. И здесь молодой человек может оказаться во власти второго условно критического состояния.
Второе условно критическое состояние возникает при полной изоляции человека от общества, то есть это когда он получает только одностороннюю негативную информацию. Например, постоянное информационное давление на психику контентом о войнах на Ближнем Востоке, несправедливости, постоянном притеснении, преследовании, похищении и убийстве мусульман.
Это фаза характеризуется полной, в том числе информационной, изоляцией и отчуждением человека от общества. Горы негативной информации о притеснении мусульман могут повлиять на его психику и спровоцировать на месть.
Воспользовавшись данным состоянием, деструктивные элементы (вербовщики) могут использовать его как пушечное мясо.
Поэтому ни в коем случае не давайте ребенку изолироваться. Не бросайте и не оставляйте его без внимания.
Призывайте его быть общественно полезным, помогать родственникам, оказывать безвозмездную помощь нуждающимся, заниматься благотворительностью и т. д.
Объясните детям, что мир таков, какой он есть, и не в наших силах полностью изменить его. В наших силах изменить в лучшую сторону себя. Есть множество добродетелей, относительно которых ни у кого из людей не возникает сомнений, и призовите их приобретать такие качества и оставлять все сомнительное и противоречивое.
Заявления от имени ислама требуют знаний и глубокого понимания религии
Еще раз хочу повториться, что неправильные действия родителей и родственников могут подтолкнуть человека ко второму критическому состоянию.
Также если молодой человек сетует на то, что он (она) придерживается фундаментальных основ в религии, что в настоящее время религия искажена и следование за официальным духовенством греховно, даже в этом случае не вступайте в споры, а просто напомните, что такого рода заявления требуют больших знаний и глубокого понимания религии.
Эти знания не даются одномоментно, а являются следствием усердного труда на протяжении всей жизни. Подчеркивайте, что в жизни есть много того, о чем они и не подозревают. Если у них есть желание разобраться во всем, то пусть подходят к этому вопросу с научных позиций, без поспешности, последовательно и планомерно получая знания в соответствии с лучшими исламскими традициями.
«Проблемы есть. Вопрос в том, как их решать»
— Если говорить о проблемах в обществе и государстве, то они есть, были и будут в любом обществе и государстве, при любом политическом устройстве. Вопрос в том, как их решать. Я убежден, что решать их можно и нужно сообща, используя все законные методы, это рациональное и адекватное решение. Да, может, это долго, нудно, требует знаний, много сил и терпения, но это единственный путь здравомыслящего человека.
Опираясь на свой опыт, через понимание тех глобальных процессов, которые происходят сегодня в мире, я могу с полной ответственностью заявить, что в настоящее время информационные ресурсы, призывающие молодежь к протестам, к сепаратизму как к способу решения проблем, без сомнения, преследуют одну цель — это всеми правдами и неправдами развалить наше государство изнутри.
А на примере других государств мы можем видеть, к чему это приводит. Это как минимум хаос и анархия в обществе и как итог — гражданская война. Молодежи необходимо понимать это, включать критическое мышление. Поэтому какие бы маски ни надевали на себя эти ресурсы (будь они либеральные, религиозные, национальные, региональные), всегда нужно смотреть, к чему они призывают, как говорится, зреть в корень и оберегать себя от ненужной информации. Соблюдать, как говорится, информационную гигиену.
Зона риска
Я думаю, что в настоящее время в зоне риска находится разная активная молодежь, будь она неформальная, религиозная или ратующая за национальное возрождение. Все это взято на вооружение зарубежными информационными ресурсами, которые, как я говорил выше, преследуют деструктивные цели, все у них идет в оборот.
И методы манипуляции стары как мир: рассуждать, осуждать и говорить, как должно быть, то есть декларировать идеализированную теорию либеральных, религиозных, национальных идеологий. А идеализированная теория, как правило, подкупает молодых, так как они еще не знают настоящей жизни. То есть молодежь начинает жить иллюзией, думая, что где-то лучше и правильнее, чем там, где он живет.
И это молодые люди, которых мы теряем, которых уводят и отрывают от родины, родителей, от места, где они родились и выросли, от всего того, что они знают, чувствовали и видели, променяв все это на бутафорию другой якобы лучшей жизни. Только жизненный опыт дает правильное понимание реалий жизни, осознание того, что нет лучшего места на земле, чем место, где ты родился и вырос, и нигде не будет лучше человеку, чем у себя на родине в своей знакомой родной общности. Этого понимания я желаю нынешней молодежи, любить свою родину и быть полезными обществу.
О себе
Родился и вырос в Махачкале. Окончил Дагестанский государственный технический университет. В 19 лет пришел работать техническим специалистом в министерство по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан, возглавляемое в то время Магомедсалихом Гусаевым.
Под началом Загира Арухова из технического специалиста стал специалистом по работе с информацией. Мониторил и анализировал сепаратистские сайты. Общественной деятельностью не занимался, но по работе был тесно связан с общественными организациями и их руководителями.
В настоящее время являюсь начальником отдела информационного обеспечения министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан.