Позади прошедший в Дагестане XI Международный молодёжный межрелигиозный форум, разъехались по домам его российские и зарубежные участники, а мы с председателем оргкомитета Давудом Тумалаевым поговорили не только о прошедшем форуме, но и о системе религиозного образования, а также способах противодействия экстремизму, которые может предложить просвещение.
— Давуд Рустамович, давайте сначала пройдемся по цифрам.
— В общей сложности на различных площадках форума приняли участие более 1500 человек, в том числе более 1200 студентов.
Общее количество представленных регионов превысило 15, включая участников из новых регионов — Луганской Народной Республики и Запорожской области.
В форуме также принимали участие гости из дальнего зарубежья — Алжира, Иордании и Сербии.
— Значительная организационная работа была проведена усилиями работников миннаца республики и Дагестанского гуманитарного института (ДГИ), где вы работаете советником ректора. Специалисты миннаца — наши нередкие собеседники, а давайте скажем пару слов об институте.
— Дагестанский гуманитарный институт берет свое начало от Института теологии и международных отношений.
Датой создания института принято считать 2004 год – год первого приема. Первоначально вуз назывался Институтом теологии и религиоведения, а впоследствии был переименован в Институт теологии и международных отношений.
В основе создания института стояла стратегическая задача воспитания патриотизма и соблюдения законов Российской Федерации, обучения и воспитания молодежи в духе духовно-нравственных ценностей традиционного ислама как фактора государственной безопасности страны. За решение этой задачи взялась группа единомышленников во главе с доктором философских наук, кандидатом экономических наук, религиозным и общественным деятелем Максудом Ибнугаджаровичем Садиковым. Он стал первым ректором ДГИ.
В эту группу также входили как исламские ученые-алимы — муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди, заммуфтия Магди Мутаилов, имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев, так и специалисты в области светских наук — кандидат физико-математических наук Мухаммад-Вакиль Султанмагомедов, профессор Мансур Зайнулабидов, филолог Шамиль Мухидинов, врач Айшат Самедова, Саид Саидов, ученый-секретарь Меседу Абдулаева и др.
К сожалению, среди них нет сегодня лидера, основного создателя и идеолога создания вуза Максуда Садикова, чья жизнь в 2011 году прервалась в результате террористического акта.
Нынешнее название — Дагестанский гуманитарный институт — вуз получил 17 октября 2014 г.
Уникальность ДГИ заключается в сочетании светского и религиозного образования, усиленном духовно-нравственном воспитании студентов на основе требований ислама, полном неприятии коррупционных составляющих.
В разные годы вузом руководили Ярахмед Ханмагомедов, Магомед Магомедов, Мурад Булатов, Мурад Шафиев, доктор филологических наук, профессор Патимат Магомедова, Магомед Гаджидадаев. В настоящее время вуз возглавляет кандидат технических наук, доцент Нухкади Джалалович Бахмудкадиев.
Мы сотрудничаем с ведущими российскими вузами, в том числе московскими, а также с зарубежными исламскими.
В 2017 году институт получил государственную аккредитацию по направлениям «журналистика», «лингвистика», «экономика», «бизнес-информатика», а годом ранее по направлению «теология» (бакалавриат и магистратура).
— Как я понимаю, это интересная идея — объединить в процессе образования получение студентом как религиозных, так и светских знаний. Представим себе на выходе, к примеру, религиозного проповедника, который несколько лет глубоко изучал ислам, при этом он знает историю, экономику, языки и так далее.
— Да, именно объединить лучшие практики обоих направлений. Уточню, что в исламе нет деления знаний на религиозные и светские — все, что приносит человеку и обществу пользу, почетно для изучения.
— А что, к примеру, изучает студент, выбравший направление «теология»?
— В частности, он изучает акиду (науку о правильном вероубеждении), жизнеописания, исламское право, историю ислама, тафсир (науку о толковании Корана), арабский язык и многие другие исламские науки.
Наряду с этим он изучает философию, социологию, политологию, психологию, педагогику и другие дисциплины.
— А, наоборот, если другой студент выбрал в ДГИ светскую дисциплину (к примеру, экономику или журналистику), он получает религиозные знания?
— Тоже получает, но в меньших объемах. В его программе обучения исламские науки занимают порядка 15%.
Он станет, к примеру, журналистом, который разносторонне образован и при этом в том числе изучил основы ислама.
— Ваши выпускники работают, видимо, в системе муфтията?
— И там тоже, но и во многих других местах. Есть уже, к примеру, те, кто стали на сегодня советниками директоров учебных заведений (те, кто окончил наш же лицензированный центр дополнительного образования, получив второй диплом), трудоустроились в миннац, в минмолодежи, в те или иные муниципалитеты и в другие структуры.
Кроме того, у нас на заочном отделении учатся дагестанцы, уже имеющие религиозное образование (ранее окончившие соответствующие исламские вузы) и изучающие в нашем институте именно светские дисциплины — те, которые я перечислил выше. На выходе мы получаем современного эффективного проповедника.
Практикуется и обратная ситуация: специалист, уже окончивший ранее светский вуз (а то и не один), поступает к нам за религиозными знаниями. Например, если его нынешняя работа связана с соответствующей тематикой конфессиональных отношений.
— Выпускники получают в том числе и антиэкстремистскую подготовку?
— Конечно. Некоторые из них как раз и работают в сфере противодействия идеологии экстремизма.
Они умеют, опираясь именно на исламские аргументы, давать отпор радикальным трактовкам. Для этого они тщательно изучают исламские знания — в том числе в этом разделе.
— Как вы, кстати, оцениваете ситуацию в Дагестане в этой сфере — противодействие радикализму?
— В последние годы благодаря усилиям общества, государства, правоохранительных органов и общественных организаций при огромной поддержке и содействии со стороны муфтията Дагестана удалось переломить эту ситуацию.
Но риски возобновления и усиления экстремистской деятельности сохраняются. Надо понимать, что любая социальная проблема подобна вирусу, который всегда присутствует в организме. Если организм здоров, его иммунная система эффективно противостоит вирусу. Если же организм ослаблен, то он подвержен активизации вируса и риску заболевания в серьезной форме.
То же самое с обществом и государством. Сейчас они гораздо здоровее, чем 10-15 лет назад. Но в том-то и дело, что нас умышленно пытаются заразить болезнетворными бактериями. Специально взращивают эти вирусы и пытаются занести их в нашу жизнь. В основном это делается извне. Хотя эти силы пытаются использовать и наши внутренние «вирусы», которые тоже есть.
— Что делать старшим — родителям, педагогам, чтобы уберечь молодежь?
— Ответ очень простой — просвещение. Нужно знать зло, которое угрожает нам, знать его истоки, знать, какими последствиями оно чревато. Человек, в том числе и молодой человек, получивший правильные и глубокие знания об исламе, защищен от попыток затащить его на площадку экстремистских искажений.
Необходимо, чтобы эти знания юноша, а еще раньше ребенок получали не от сомнительных личностей, а от авторитетных знатоков ислама. От наших уважаемых алимов. Я не понаслышке знаю, какую значительную работу по противодействию экстремизму и оздоровлению от радикализма проводит годы и десятилетия муфтият.
Если родители конкретного юноши объективно понимают о себе, что у них нет должного уровня религиозных знаний и грамотных ответов на его вопросы, они должны позаботиться о поиске здоровых источников, откуда сын получит нужные знания.
Кстати, там на местах, где представителям муфтията по тем или иным причинам препятствуют этой работе, там экстремизма больше. Надо прямо сказать об этом.
А вообще родителям надо уделять внимание своим детям, их воспитанию, близким и доверительным отношениям с ними. Важно знать, чем, так сказать, живут и дышат наши сыновья и дочери, знать, что их волнует, интересует, с кем они общаются и т.д. Не должны их учителями в жизни стать сомнительные, а тем более опасные личности с улицы или в интернете.
Напоследок скажу, что как раз наш институт проводит без преувеличения десятки мероприятий антиэкстремистского направления. В самых разных форматах, включая организацию встреч, лекций, круглых столов, в том числе в выездном режиме.
Тумалаев Давуд Рустамович. Родился в 1974 году в Махачкале (корни из села Шовкра Лакского района).
Окончил Махачкалинский финансовый техникум, Международный институт управления, бизнеса и права (Махачкала), Дагестанский исламский университет им. Шейха Мухаммад Арифа, Дагестанский гуманитарный институт, аспирантуру Института истории, археологии и этнографии, магистратуру ДГИ.
Советник ректора ДГИ. Награжден именными часами главы Республики Дагестан, многочисленными благодарностями и грамотами от органов государственной власти и от общественных организаций за активное сотрудничество.