Битва за Кавказ является одним из широкомасштабных этапов в истории Великой Отечественной войны. Ее участниками с советской стороны стали сотни тысяч бойцов, в том числе множество дагестанцев. Среди них были и те наши земляки, кому позднее было присвоено звание Героя Советского Союза.
В этой публикации мы расскажем как о самой битве, так и о некоторых ее дагестанских участниках.
Ее хронология отсчитывается с июля 1942 года. Тогда Красная армия потеряла Ростов-на-Дону – и немцы двинулись на юг.
Советские войска ведут оборонительные бои, но войска группы немецких армий «А» продвигаются все дальше (помимо немцев, на этом направлении в наступлении участвует и 1-й румынский армейский корпус).
К концу лета 1942 года немцы овладели частью перевалов Главного Кавказского хребта. Красная армия отходит, потеряны Краснодар, Ставрополь (город тогда назывался Ворошиловск), Армавир, Майкоп… На Эльбрусе, самой высокой вершине Кавказских гор, водружен немецкий флаг.
Среди целей Берлина – грозненская и азербайджанская нефть, тогда это основной источник топлива для всей экономики СССР.
Впрочем, Гитлер недоволен темпами наступления. От командования группой армий «А» отстранен фельдмаршал Лист.
В целом в ходе первого этапа наступления немецким войскам частично удалось выполнить поставленные перед ними задачи: нанести крупное поражение советским войскам, захватить большую часть Кубани и Ставрополья; а немецкая первая танковая армия продвинулась на восток вдоль северной стороны Кавказского хребта до Моздока.
Однако же в целом немецкий план «Эдельвейс» провалился. Всего за первый этап сражения группа армий «A» потеряла убитыми почти 100 тыс. человек; немцам не удалось прорваться в Закавказье и на Ближний Восток.
А вот завершающий этап битвы за Кавказ для советских войск был для советских войск победным. Были полностью освобождены Краснодарский край, Калмыкия, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ростовская область, Ставропольский край, Черкесская, Карачаевская и Адыгейская автономные области.
Под контроль советского правительства были возвращены нефтяные промыслы Майкопа, а также важнейшие сельскохозяйственные районы страны.
Валентин Эмиров
Боевой летчик с корнями из села Ахты участвовал в сражениях на Кавказе в составе 5-й воздушной армии.
10 сентября 1942 года капитан Эмиров и лейтенант Казаков отправились в боевой вылет в районе Моздока (город тогда находился на территории Ставропольского края; позднее он будет включен в Северную Осетию).
Задача летчиков – защищать советские бомбардировщики от атак истребителей люфтваффе. Двоим советским пилотам пришлось вступить в бой сразу с шестью «мессершмиттами». В первой же своей атаке капитан Эмиров сбил один из них. Но и его самолет был подожжен.
Желая спасти боевую машину, Валентин Эмиров осуществляет так называемую «бочку» — фигуру высшего пилотажа, в ходе которой истребитель поворачивается относительно своей продольной оси на 360 градусов.
Пламя сбито, но подбитая машина уже неуправляема. На низкой высоте капитан выбрасывается с парашютом, купол которого не заполнился воздухом… Летчик погибает. На упавшем самолете насчитают 96 пробоин.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года Валентину Эмирову присвоено звание Героя Советского Союза.
Гасрет Алиев
Выходец из рутульского села Хнов также был участником битвы за Кавказ. Освоив в запасном стрелковом полку стрельбу из пулемета, Гасрет принял участие в своем первом бою – у реки Эльхотово под Моздоком. Затем последовали оборонительные бои под Туапсе у Черного моря.
Впрочем, звание Героя Советского Союза ему было присвоено гораздо позже: «за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство».
Сумен Курбанов
Уроженец села Муги Акушинского района в боях на Кавказе был ранен, к тому же возобновилась старая болезнь легких. Вопреки протестам самого фронтовика, военно-медицинская комиссия признала его негодным к службе в армии.
В результате, оказавшись не по своему желанию демобилизованным, Сумен Курбанович вернулся в родные края. Но и тут он продолжал настаивать на повторном медицинском обследовании – и добился нового решения.
Так немолодой мугинец вторично оказался в действующей армии, причем в тот период, когда в боях на северокавказском направлении наступил перелом. Вместе с другими красноармейцами он освобождал от гитлеровских войск Нальчик, Кисловодск, Ессентуки.
Боевые действия все дальше смещались на запад. Зимой 1943 года Сумен Курбанов был непосредственным участником прорыва так называемой «Голубой линии».
«Готенкопф» (буквально «Голова гота») – немцы называли свой рубеж обороны на краснодарско-таманском направлении. В советские источники он вошел как «Голубая линия». Тянулась она от Черного до Азовского моря.
Мощь и протяженность оборонительных сооружений были такими, что их сравнивали с «линией Мажино» во Франции и «линией Маннергейма» в Финляндии.
Минные поля более 35 км в ширину, 87 км проволочных заграждений, 12 км лесных завалов, мощная траншейная оборона. 577 закрытых огневых сооружений – так называемых ДОТов («долговременная огневая точка»). Их строили из монолитного или сборного железобетона, железных балок с арматурой и броневых закрытий. ДОТы выдерживали не только пули и осколки, но и прямые попадания снарядов.
Наш земляк был непосредственным участником прорыва «Голубой линии»: в частности, 20 сентября он был ранен в бою за хутор Красная Балка на западе Краснодарского края, сразив при этом несколько солдат противника.
Этот эпизод присутствует в наградном листе Сумена Курбанова к званию Героя Советского Союза. Но сам боец пропал без вести в декабре 1943 года в ходе боев на территории Крыма. Место его гибели и захоронение неизвестны.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года Сумен Курбанов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
(Окончание следует.)