Сети бывают рыболовные, женские, спортивные, паутинные, криминальные, а бывают электрические бесхозяйные. В зоне ответственности ресурсоснабжающей организации – это своеобразное серое пятно, которое занимает большой сегмент в разрезе всего электросетевого комплекса республики. Именно о бесхозе, вокруг которого развернулась полемика в текущем году, и пойдёт речь.
Вся электрическая рать
Филиалу «Дагэнерго» принадлежит (в той или иной правовой форме) основная часть электросетевого хозяйства республики.
К слову, если говорить в целом о республике, то это более 36 тысяч километров линий (как высоковольтных, так и кабельных), более 200 подстанций 35 и 110 кВ, а также и больше 8,3 тыс. трансформаторных пунктов различной мощности.
На долю других территориальных сетевых организаций (ТСО) приходится гораздо меньше. Вещи несопоставимые. Поэтому, когда население сетует на отключения света, то они довольно оправданно вспоминают «Дагэнерго» как главного бенефициара их бед. Госкомпания в свою очередь ссылается на бесхозяйные сети, которые к ним, как утверждают энергетики, никакого отношения не имеют, в тарифе не сидят, материал на них не выделяют, а, стало быть, и капитальный ремонт их делать они не могут.
В Махачкале расклады немного другие. Только 40% энергообъектов находятся в зоне обслуживания филиала «Дагэнерго» на правах аренды. Согласно открытым данным – это порядка 800 трансформаторных пунктов из 1570-ти, 1 247 силовых трансформаторов и 146 фидеров 6-10 кВ. Это, конечно, помимо воздушных линий 0,4 кВ и 6-10 кВ, а также кабельных линий, которые прокладываются под землей. Остальные 60% — это сети либо без собственника, либо находятся в частных руках.
Эта ситуация не только портит среднюю температуру по палате, но и вовсе топит так, что негодование выплескивается на улицу. Правительство разводит руками, почему, дескать, с энергоснабжением такая плачевная ситуация. Гарантирующий поставщик, имеющий за спиной недофинансирование по ремонту тех активов, которые у него есть, ссылается еще и на то, что львиная доля отключений приходится на бесхозяйные сети, которые им не принадлежат.
Ретроспектива. Как Дагестан запутался в сетях
Конечно, можно было начать повествование со времени, когда энергосистема представляла собой единый организм. Рассказать, как энергосистема была «распакована» и электросети, энергосбыт, гидроэнергетика отпущены в свободное плавание. Но это будет очень долгая история и вряд ли уместится в одну публикацию. Поэтому начнем со времени, когда у проблемы дагестанской энергетики появились четкие контуры. Речь, конечно, о 90-х годах, когда многое было упущено. Именно в этот период Махачкала приросла новыми территориями.
Это те самые пригороды, окраины столицы, микрорайоны, которые росли стихийно, а потом были присоединены к столице в период руководства городом Саида Амирова. Город разросся, окраины стали ближе к центру, появились новые окраины – и всем, конечно, нужен свет. За этим развитием ни государство, ни энергосистема просто не успели. Так нужное время было потеряно. Кажется, что безвозвратно.
Да, Махачкалу иногда нужно изучать, как фиброзную опухоль – в разрезе, только так становится ясно, какой это сложный и в то же время понятный организм.
Было несколько вариантов образования так называемых бесхозных сетей. Во-первых, это присоединение пригородов, по сути своей являющихся большими селами, к Махачкале. В каждом таком поселке или микрорайоне были, в том числе, и дачные общества, товарищества, бывшие совхозы и прочие предприятия различной правовой формы и направленности.
90-е же смели не только руководителей этих организаций, но и убили какую-то хозяйственную активность в принципе. А инфраструктура осталась. Хилая, на мягких ножках, поддерживаемая местными жителями. Ни хозяина условного трансформатора – ни документации на него.
На долгое время о них забыли. Город рос, велись энерговойны (между Каитовым и Амировым), страна пережила подъем, инвестиционный и нефтедолларовый бум, Махачкала разбухла, зацвела и… начала болеть. В первую очередь инфраструктурно. Экономисты называют этот процесс болезнью роста. Рост продолжился, но с болезнью мы не справились.
Сильно сбоить стало в конце 2010-х, а первый тотальный кризис пришелся на начало 20-х годов. Массовые отключения. В республику приезжает (на тот момент) гендир «Россети Северный Кавказ» Виталий Иванов, кризис-менеджмент, проблема утихает (аккурат вместе с разбушевавшейся погодой), начинаются разговоры о выкупе электросетевого комплекса Махачкалы. Энергокомпания готова, но нет конкретного бенефициара, адекватного предложения, а главное — правовой базы этого бесхоза, всего того имущества, которое обслуживает Махачкалу. На пресс-конференции в РИА «Дагестан» Иванов говорит о том, что компания готова купить сети, но на них должны быть документы. Иначе предмета разговора, по сути, нет. Сделка не состоялась. Со стороны казалось, что даже не сдвинулась с места. Больше на таком уровне этот вопрос не обсуждался.
Как это делается?
Государство пошло по другому пути. Про выкуп все забыли. Акцент был сделан на консолидации бесхозных электросетевых активов. В принципе, этот процесс никогда и не прекращался, но тут приобрел второе дыхание.
Существует эквивалент дорожной карты по выявлению, идентификации электросетевых объектов, задействованных в энергоснабжении потребителей Республики Дагестан, оформлению прав на них и организации работ по приведению в соответствие техническим регламентам. Это совместная работа энергетиков и представителей муниципалитетов. Вместе они ведут инвентаризацию всего электросетевого имущества Дагестана.
Если конкретнее, то органы местного самоуправления проводят работы по подготовке кадастровых планов на бесхозяйные объекты, постановке на учет в управлении Росреестра по Республике Дагестан для последующего признания права муниципальной собственности и возможности заключения договоров.
Затем выявленные бесхозяйные объекты муниципалитеты принимают на баланс и передают в эксплуатацию филиалу «Дагэнерго» на основании заключенных договоров.
Еще один вариант – признание права собственности на энергообъект через суд.
Сетевой маркетинг
Почему сейчас тема консолидации бесхозяйных сетей снова в топах?
Это прежде всего нужно самой республике. Глава Дагестана Сергей Меликов взял инициативу в свои руки. Во-первых, потому что накопилась усталость от проблем в сфере энергоснабжения, которые для республики являются триггером социальных протестов. Во-вторых, инициатива в данном вопросе на стороне республики. В-третьих, в Лету канет постоянное кивание энергетиков на то, что проблемы с отключениями – это проблема бесхоза. Самое интересное же состоит в том, что ресурсоснабжающая организация, согласно российскому законодательству, не может в любой ситуации ссылаться на то, что проблемы с отключениями потребителей наблюдаются на бесхозяйных сетях, а значит, энергокомпания к этому отношения в принципе не имеет. Российское законодательство защищает потребителя и от этого (см. конец статьи).
Но вернемся к суровой действительности.
«Для того чтобы кардинально исправить ситуацию, мы сейчас полностью передаем в ведение «Дагэнерго» все бесхозяйные объекты энергохозяйства. У руководства ПАО «Россети» разработан план работ по реконструкции объектов», — говорил в феврале экс-мэр Ризван Газимагомедов.
А в августе сам Меликов после встречи с членами Общественной палаты РД говорил о том, что разрозненное хозяйство в этой сфере приводит к трудностям в модернизации и поддержке сетей, и, следовательно, нужно собрать все имущество под одной организацией, которая будет контролироваться и поддерживаться бюджетными деньгами.
Мы уточнили, как сейчас обстоит дело с ситуацией по консолидации бесхоза на базе филиала «Дагэнерго».
По данным министерства энергетики и тарифов Дагестана, по состоянию на 1 августа 2023 года с учетом предыдущих лет физически обнаружено 11 797 бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (ОЭСХ). В настоящее время в отношении 10 963 объектов получены решения суда о признании права собственности ПАО «Россети Северный Кавказ», в отношении 448 объектов установлен собственник, а также 386 объектов находятся в собственности муниципальных образований (Дербент, Хасавюрт, Сергокалинский район). Вместе с тем сетевая организация проинформировала о том, что работа по рыночной оценке балансовой стоимости с последующей постановкой на баланс бесхозяйных ОЭСХ планируется провести в возможно короткие сроки. До конца года осталось два месяца, и думается, что кратчайшие сроки наступят уже не в текущем году.
Подводные камни
Почему консолидация идёт не так шустро, как того хотелось бы? Причин несколько.
Во-первых, речь идёт об убогом энергохозяйстве. Это убитые трансформаторы, хилые сети, протянутые как ни попадя. Это на бумаге и в идеале они нужны государству, по сути же речь идёт о том, чтобы взять неликвидный актив на свой баланс. Муниципалитет с огромными ограничениями по бюджету, приняв на баланс такое имущество, может остаться с ним один на один. Всегда есть риск, что до передачи на баланс энергокомпании дело может не дойти.
Во-вторых, неликвида боится и энергокомпания. Да, потом, много позже, он будет включен в тариф, на него выделят деньги, но это процесс долгий. Справиться бы с сетями, которые есть сейчас. К изношенным сетям (более 70%) добавить убитые – так себе перспектива. Она идет рука об руку с жалобами населения, которое будет требовать у собственника ремонта или замены условного трансформатора. Минимальные затраты будут заменены максимальными затратами. А это деньги, время, люди.
Консолидация энергохозяйства – история, которая нужна в первую очередь населению. А с недавних пор – и республике. Так как протестные настроения прежде всего влияют на политическую повестку в республике. Государству нужна консолидация сетей, потому что население не хочет слушать о том, что сети не состоят на балансе, а значит, ремонтировать их никто не будет (хотя кто-то же выдавал техусловия на присоединение энергообъекта, собирал деньги за потребленное электричество). У сетей должен быть хозяин, так ими проще управлять, и процесс консолидации электросетей – единственно правильная стратегия. В перспективе она принесёт энергокомпании и плюсы, как имиджевые, так и хозяйственные. Взять хотя бы снижение уровня потерь в электрических сетях.
Пока же этот фронт работы подвис, команда Меликова работает в параллельном направлении – «выбивает» деньги для «Дагэнерго», а значит, и для республики. В эту канву, в том числе, ложится озвучивание данной проблемы (вне повестки) Сергеем Меликовым Владимиру Путину во время заседания Госсовета в августе текущего года и информация о том, что Дагестан запросил 11,78 млрд рублей на реконструкцию электросетей.
Например, Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 168 (ред. от 22.10.2012) «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» (п. 5), или Решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13. Но лучше всего этот вопрос разъясняет ст. 38 Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.03 г. «Об электроэнергетике». В которой говорится, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергоустановки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. В нашем случае, «Дагэнерго». То есть, бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. А эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
Этот вопрос регламентирует сразу несколько законодательных актов Российской Федерации.
Абдурагим Магомедов