«Закупайте продукты у наших!» – как в предыдущие годы, так и сейчас руководство Дагестана призывает Махачкалу кормить детей в школах и детсадах продукцией дагестанских производителей. Предполагается, что это обезопасит детские желудки от попадания в них фальсификата. В попытке выяснить, почему мало кто следует этому призыву, «Молодежка» узнала, что наученные опытом сельхозтоваропроизводители Дагестана уже не пытаются участвовать в соответствующих электронных аукционах.
Не только действующий глава Дагестана Сергей Меликов, но до него и экс-глава Владимир Васильев, а также, возможно, и их предшественники, обращая взоры в сторону МКУ «Махачкалапродукт» (учреждение занимается централизованной поставкой продуктов питания в школы и детсады Махачкалы), призывали «закупаться у наших». Часто это происходило аккурат в то самое время, когда в общественное пространство врывались новости о поставке в школы и детсады фальсифицированной молочной продукции из других регионов.
Призывы есть — отклика нет
В 2020 году на совещании по горячему питанию Васильев поручил муниципалам «пересмотреть позиции при закупках». Он грозился спрашивать с тех, кто игнорирует дагестанских производителей.
«Питание школьников должно быть нашим, дагестанским. В республике продукты очень высокого качества… самое время подумать о том, чтобы не закупать продукцию за пределами Дагестана. Если у нас есть хорошая качественная продукция, то стоит пересмотреть позиции при закупках. Мы будем за это спрашивать»,
– говорил экс-глава Васильев.
В январе 2023 года на одном из совещаний Меликов подчеркивал:
«Здесь недопустима экономия. Вопросы организации горячего питания в школах, расходов на него, поставки качественной местной продукции должны быть на постоянном контроле правительства республики».
В октябре того же года, когда управление Роспотребнадзора по РД выявило факт поставок в образовательные учреждения столицы более 11 тонн фальсифицированной масложировой продукции, Меликов поручил городским властям «рассмотреть альтернативные варианты поставки». Возмутило главу республики и другое – «масло приобреталось у компании из другого региона».
Тогда же председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов попросил главу Махачкалы Юсупа Умавова проанализировать деятельность поставщика продуктов МКУ «Махачкалапродукт».
Приведенные выше призывы и обращения – одни из немногих. Но сельхозтоваропроизводителей, по крайней мере, тех крупных, с которыми поговорила «Молодежка», на рынке поставок продукции в школы и детсады Махачкалы нет.
Сразу оговоримся, в этом материале речь идет только о Махачкале и только о поставках молочной продукции.
«Опозорились… понятно»
В конце прошлого года расшевелить эту тему решил советник председателя Общественной палаты Дагестана Алибек Алиев. С 2014 по 2017 год он занимал должность уполномоченного главы республики. По инициативе Алиева на одной площадке собрались члены правительства Дагестана, сельхозтоваропроизводители и другие заинтересованные лица. Вновь звучали призывы «закупаться у наших». Участники были возмущены тем, что детей кормили спредом.
«То, что в «Махачкалапродукте» опозорились, это понятно. Нам нужно решить, что делать»,
– произнес зампред правительства Дагестана Нариман Абдулмуталибов на совещании в минсельхозе республики 15 декабря прошлого года.
Анализ этого рынка, отметил Алиев в беседе с «Молодежкой», показывает, что значительная доля поставщиков продукции – это фирмы-посредники, которые не имеют собственного производства.
«Продукция поставляется извне, тогда как эта же продукция лучшего качества производится в республике. Но наши сельхозпроизводители на этот рынок не попадают. Это продолжается уже не первый год»,
– отметил Алиев.
В настоящее время «Махачкалапродуктом» руководит Магомед Абдулкадыров. На этой должности он совсем недавно, был назначен в декабре прошлого года. Мы задали ему следующие вопросы: продукция каких дагестанских производителей, а именно молочных продуктов, закупается для питания детей на сегодняшний день; если не закупается – почему? В комментарии нам было отказано. А пресс-службу управления образования города издание попросило сообщить, проведен ли администрацией анализ деятельности поставщика, о котором просил премьер Абдулмуслимов, если да, что удалось выяснить. Ответа пока не получили. Ждали долго.
Зато производители сельхозпродукции рассказали, почему они не взаимодействуют с этим учреждением. Подчеркнем, в этом материале мы обобщенно рассказываем об опыте участия дагестанских сельхозтоваропроизводителей в аукционах, где заказчиком выступал «Махачкалапродукт».
Столько стоит аналог – ненастоящее масло
Изданию рассказали, как недобросовестные участники торгов устраивают сделки, в результате которых в государственные учреждения поставляется фальсификат. Правда, один из крупнейших производителей молочной продукции рассказал о своем опыте на условиях анонимности.
Ибрагим (имя изменено) отметил, что предприятие, на котором он работает, уже оставило попытки участвовать в торгах на поставки продуктов питания для государственных нужд. По его словам, первое, с чем они сталкивались в ходе проведения торгов, – это демпинг, или искусственное снижение стоимости товара, иногда даже ниже его себестоимости. Те, кто демпингует на аукционах, отметил собеседник «МД», скорее делают это не для того, чтобы поставлять товар по заниженной цене, а чтобы убрать конкурентов и выиграть контракт. Если участник торгов сильно снижает цену, можно подозревать его в том, что под видом дорогого качественного продукта он поставит некачественный. А заказчик вполне может об этом знать…
«Мы в последнее время практически не участвуем в этих торгах (в том числе «Махачкалапродукта»), так как выиграть практически нереально. Другие поставщики, зачастую не являющиеся производителями, могут довести цену на молочную продукцию до ее фактической себестоимости, а то и ниже. Возникает обоснованный вопрос: почему пачка молока, произведенная в республике, идущая в продажу напрямую от производителя и без издержек на транспортировку, не может выиграть конкуренцию на торгах?»
– спрашивает собеседник.
О невозможности конкурировать с теми, кто предлагает подозрительно низкую цену, рассказывают и другие производители.
«Преимущество обычно отдается поставщикам, которые предлагают продукцию по заниженной цене. Заказчику выгоднее с ними работать. Дагестанские производители с такими поставщиками конкурировать не могут»,
– говорит исполнительный директор Кизилюртовского молочного завода «Колос» Джамал Таймазов.
В последние годы участвовать в торгах, где заказчиком выступает «Махачкалапродукт», «Колос» не пытается.
Если цена сильно опускается, считает Таймазов, стоит сомневаться в качестве продукции. По его словам, оптовая цена 1 кг масла сливочного традиционного жирностью 82,5% у них составляет 750 рублей. Максимально возможное снижение цены для них – до 720.
Наши собеседники не берутся обвинять заказчиков, представляющих государственные учреждения, и поставщиков, снижающих цены на продукты ниже себестоимости продуктов, производимых в Дагестане, в сговоре, но сами итоги таких аукционов кажутся им очень подозрительными.
«Допустим, вы заказчик, я – поставщик, – смоделировал ситуацию производитель, – я к вам прихожу, говорю: «Давай я тебе спред привезу вместо масла, а ты пропусти. Фактическая стоимость спреда 150 рублей за килограмм. Я роняю цену на торгах до 300 рублей при цене масла, допустим, 400 рублей. На эту сумму мы прогоняем продукты, которые стоят 150 рублей, оставшиеся деньги делим. На такой схеме можно сколотить состояние.
Я помню, как несколько лет назад сотрудники МВД по РД проводили мероприятие на складах «Махачкалапродукта». Так там на стеллажах лежали коробки, на которых было русским языком написано «Спред растительный»».
Отметим, наш собеседник вспоминает историю 2019 года, когда в отношении действующего на тот момент директора «Махачкалапродукта» Магомеда Шейхова и нескольких индивидуальных предпринимателей было возбуждено уголовное дело за поставки фальсификата.
«Злоумышленники, фактически закупая продукт по цене 90 рублей за килограмм, реализовывали его для обеспечения питания детей образовательных учреждений Махачкалы по цене свыше 300 рублей за килограмм»,
– сообщила тогда пресс-служба МВД Дагестана.
Мы попросили одного из производителей указать примерную оптовую цену 1 кг качественного сливочного масла, ниже которой дагестанские производители не смогут его поставить.
«В этом году вряд ли меньше 600 рублей за кг будет», – сказал собеседник. Если участник торгов предложит цену значительно ниже указанной, то масло он не поставит, фальсификат – легко. Дагестанские производители настолько занижать цены себе в убыток не могут.
Другие хитрости
Есть, по словам производителей, и другие хитрости помимо демпинга. Например, когда заказчик изначально готовит техническое задание (документ, в котором описаны требования, предъявляемые заказчиком к товарам, работам или услугам) «под своего поставщика».
«Однажды попалось техническое задание, где был указан кефир жирностью 2,7%. Насколько мне известно, в Дагестане такой кефир никто не производит. У дагестанских производителей кефир бывает 1, 2,5 и 3,2% жирности. Поэтому напрашивается вывод о том, что это техническое задание было составлено под определенного поставщика, который завез на территорию республики товар именно с такими характеристиками», – рассказал изданию Ибрагим.
Ахмед Якубов, директор ООО «Амир-С», чья молочная продукция известна под торговой маркой «Согратль», тоже сообщил, что его предприятие не участвует в аукционах по поставке продукции в «Махачкалапродукт».
«При изучении аукционной документации понимаем, что не подходим под те требования к участникам закупки, которые указал заказчик. К примеру, по объему поставок аналогичной продукции, так как наше предприятие относится к субъектам малого предпринимательства»,
– сказал Якубов.
Иногда в одном лоте, также рассказывают наши собеседники, указываются продукты разного ассортимента, к примеру, молочные и бакалея. Подобное оформление заказа тоже становится препятствием для участия дагестанских производителей, которые могут поставить только молочку.
ООО «Кизляр Урицкий Мясокомбинат» (далее КУМК) тоже не пытается заполучить контракты «Махачкалапродукта», связанные с молочной продукцией, так как ее у них пока мало. Об этом изданию сказал директор КУМК Нурудин Омаров.
На упомянутом выше совещании по теме детского питания в минсельхозе республики, где решали, что делать и как быть, заместитель руководителя этого министерства Зураб Кучаев сказал, что лет десять назад Дагестан «не мог похвастаться предприятиями, которые могут поставлять такую продукцию» в образовательные учреждения. Сегодня-то, отметил он, «у нас они есть, их очень много».
«Тут, наверное, нужно учитывать предприятия, которые стабильно весь год будут поставлять продукцию. Это очень важно, чтобы разрывов не было. Нам их потенциал нужно узнать. По предприятиям мы сделаем четкий реестр»,
– прозвучал из уст Кучаева вариант ответа на извечный вопрос.
Эта работа, смеет предположить наше издание, началась, списки потенциальных поставщиков качественной продукции в детсады и школы из числа местных производителей уже формируются…
Амина Магомедова