Широко известно, что в новой международной обстановке значительная часть торговых взаимоотношений Российской Федерации перенаправляется на южное и восточное направления. Дагестан, как самый южный регион РФ (к тому же расположенный на побережье Каспия), имеет прямое отношение к этим раскладам. И вот на этой неделе предприняты заметные шаги в этом векторе.
Решение
В минувший вторник президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении АО «Север — Юг». В его уставный капитал переданы 100% акций Махачкалинского морского торгового порта.
В указе говорится, что стратегический инвестор (его должно определить федеральное правительство) получит 51% акций общества. Впоследствии он сможет в течение пяти лет выкупить долю государства.
Первоначально рыночная стоимость акций проекта составит 1,25 млрд рублей. Доля стратегического инвестора в уставном капитале будет 51%, а у государства останутся 49%.
Предыстория темы
Публикации указа предшествовали два диалога главы Российского государства и президента Ирана Эбрахима Раиси — в ходе личной встречи в декабре прошлого года и телефонное общение в день подписания документа. Речь в ходе обсуждения в том числе шла об осуществлении строительства железной дороги «Север – Юг».
Гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров заявлял в интервью «Ведомостям», что Тегеран надеется на полномасштабный запуск МТК «Север – Юг» уже в 2025 году. Как только маршрут заработает, роль и значимость России и Ирана в мировой экономике серьезно возрастут.
«Скорость доставки товаров с востока на запад сократится в два раза, стоимость уменьшится на 40%. Вдоль этой линии станут возникать новые цепочки производства. Сократится спрос на услуги Суэцкого канала на 8–9%, а пролива Босфор и Дарданеллы – на 10%», – сказал Сафаров.
Глава Дагестана — о перспективах проекта
Глава Дагестана Сергей Меликов в своем телеграм-канале поблагодарил президента Путина за поддержку его предложения о создании акционерного общества «Север – Юг».
Руководитель региона также разъяснил, к каким изменения приведет приватизация порта.
«Создание акционерного общества «Север – Юг» позволит привлечь надежного инвестора для раскрытия потенциала порта», – написал Меликов.
Уже разработана дорожная карта развития порта на ближайшие годы. Планируется:
– построить новый зерновой терминал объемом хранения в 100 тыс. тонн и общей мощностью перевалки в 1,5 млн тонн ежегодно;
– открыть контейнерный терминал и завершить строительство морского пункта пропуска «Махачкала»;
– завершить строительство железнодорожного сортировочного парка с возможностью единовременной обработки до 100 вагонов в сутки;
– построить четырехполосную отдельную подъездную дорогу к порту протяженностью 6,7 км;
– построить сухой порт с накопительной площадкой для большегрузных автомобилей, открытыми и закрытыми складами;
– модернизировать портовое оборудование.
«Все эти меры позволят утроить экономические показатели предприятия, увеличить налоговые поступления в бюджет и создать новые рабочие места», – заключил Меликов.
***
Эксперты «Молодежки» поделились своими комментариями по теме.
Профессор Мудуев: «Экономически это очень выгодно для республики»
Председатель общественного совета при минэкономразвития Дагестана, профессор ДГУНХ доктор географических наук Шахмардан Мудуев считает, что новость имеет важное значение и для порта, и для международного транспортного коридора.
Махачкалинский порт — важнейшее звено в реализации тех глобальных проектов, которые ранее озвучивал президент Путин в своих посланиях.
Теперь же принято практическое решение по задействованию этого коридора. Мы знаем, что меры предпринимаются и на других направлениях: расширяется федеральная трасса, строятся обходные пути городов республики и т. д.
Экономически такое развитие событий для Дагестана очень выгодно. Через республику будут проходить насыщенные транспортные потоки. Незамерзающий Махачкалинский порт будет реконструирован и в разы прибавит в мощности. Так что присоединяюсь к позитивному комментарию главы республики о принятом решении.
Политолог Эдуард Уразаев: решение президента о приватизации и развитии Махачкалинского порта — в интересах Дагестана
— Комментарий главы Дагестана к указу президента России «Об акционерном обществе «Север — Юг» достаточно четко отражает цели, задачи и этапы приватизации бывшего федерального государственного предприятия, а ныне акционерного общества «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП).
Дело в том, что в условиях санкций со стороны стран Запада в отношении нашей страны все больше возрастает торгово-экономическое сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, и для его развития руководство страны принимает меры по развитию международного транспортного коридора «Север — Юг», о котором ранее много говорили, но медленно реализовали.
Модернизация в ММТП проводилась в последние годы, и мы даже читали сообщения об увеличении грузооборота на предприятии, но оно имеет в нынешних условиях значительно больше возможностей для роста показателей работы и, соответственно, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых доходов в региональный и федеральный бюджеты. Так что в развитии и модернизации порта заинтересован и Дагестан.
Но одной из проблем было найти деньги для масштабного строительства и модернизации портовых и припортовых зданий и сооружений. Поэтому было принято решение о привлечении частного капитала.
При этом в указе президента оговорены условия, которые должен соблюдать стратегический инвестор для того, чтобы были обеспечены интересы как государства, так и Дагестана.
В указе прямо написано, что если по истечении четырех с половиной лет ММТП не достигнет объемов перевалки грузов в 9 млн тонн, то с ним будут расторгнуты договоры аренды об использовании государственной собственности. Должны быть предусмотрены и другие виды ответственности.
Реализация мероприятий по приватизации и развитию порта возложены указом президента на правительство России, но они будут выполняться во взаимодействии с органами власти Дагестана.
Из комментария главы Дагестана Сергея Меликова видно, что предполагаются многомиллиардные затраты на строительство нового зернового терминала, техническую модернизацию и перевооружение портового оборудования, открытие современного контейнерного терминала, завершение строительства морского пункта пропуска, реконструкцию действующих причалов, завершение строительства железнодорожного сортировочного парка, строительство четырехполосной отдельной подъездной автодороги к порту протяженностью 6,7 км, строительство сухого порта с накопительной площадкой для большегрузных автомобилей и другие мероприятия.
Такие масштабные планы, надо думать, уже предварительно просчитаны как со стороны органов государственной власти, так и со стороны стратегического инвестора и поэтому остается лишь пожелать им успехов.