«Автомобиль — не роскошь, роскошь — это бензин», — шутят в Сети веселые автовладельцы. Переживают очередное повышение цен на бензин и опять шутят: «Когда я заливаю полный бак, стоимость моей машины возрастает вдвое!»
С 1 января 2018 года повысились акцизы на автомобильный бензин 5-го класса (класс топлива определяется количеством серы в его составе. — Прим. авт.). Данные поправки в Налоговый кодекс России были подписаны президентом еще 30 ноября 2016 г. Акцизы на бензин 5-го класса стали выше на 10,7% (11213 тыс. руб. за тонну), а литр бензина подорожал на 50 копеек. Акциз на дизельное топливо вырос на 12,7% (до 7665 тыс. руб. за тонну).
Вторая волна повышения цен на эти виды топлива начнется с 1 июля. Вырученные средства пойдут на строительство трасс в Калининграде и Крыму.
Из чего же, из чего же, из чего же… складывается цена на бензин?
«Как формируется цена на бензин? Казалось бы, это очевидно: себестоимость сырья (природа которой носит комплексный характер), выплаты государству в виде налогов и акцизов плюс наценка продавца. При подсчете себестоимости одного литра бензина главным фактором справедливо определить стоимость добычи нефти, поскольку данный процесс является своего рода отправной точкой. Таким образом, напрашивается вывод о том, что динамика цен на бензин и динамика цен на нефть должны носить аналогичный характер. Однако, если обратиться к статистике за 2017 г. [1], можно убедиться, что подобная закономерность не наблюдается: в то время как первая половина года ознаменовалась падением цен на нефть, цена на бензин постоянно возрастала [2]», — разъясняет Шамалай Омарова, магистр экономики по специальности «мировая экономика» и аспирант экономического факультета МГУ им М. В. Ломоносова.
По словам эксперта, если разложить рыночную цену литра бензина на составляющие, то можно увидеть, что львиную долю в ее структуре занимает не себестоимость добычи нефти, и даже не ее переработка. Наиболее существенной статьей расходов является налоговое бремя, которое ложится на производителей бензина: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 30,34% от общей стоимости одного литра бензина, акциз — 21,03%, налог на добавленную стоимость (НДС) и прочие налоги — 17,76%.
Таблица 1. Обобщенная структура цены 1 литра автомобильного бензина «АИ-92» в Москве по состоянию на январь 2018 г., % (по данным Российского топливного союза).
Составляющие конечной цены |
Доля в цене, % |
Себестоимость добычи нефти | 7,78% |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | 30,34% |
Акциз | 21,03% |
Налог на добавленную стоимость (НДС), пр. налоги | 17,76% |
Переработка, транспорт, перевалка, хранение | 10,45% |
Затраты на содержание АЗС | 7,78% |
Прибыль | 4,86% |
Итого | 100 % |
Таким образом, в абсолютном выражении данные статьи составляют следующие суммы (см. таблицу 2).
Таблица 2. Структура компонентов конечной цены 1 литра бензина «АИ-92» в Москве по состоянию на январь 2018 г., руб.
(посчитала Шамалай Омарова) [3]. В качестве примера взята стоимость бензина на заправке «ТрансАЗС» на Рязанском проспекте.
Составляющие конечной цены |
Доля в цене, руб. |
Себестоимость добычи нефти | 2,94 |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | 11,47 |
Акциз | 7,95 |
Налог на добавленную стоимость (НДС), пр. налоги | 6,71 |
Переработка, транспорт, перевалка, хранение | 3,95 |
Затраты на содержание АЗС | 2,94 |
Прибыль | 1,84 |
Итого | 37,80 |
«Из таблицы 2 следует, что в совокупности производитель бензина должен заплатить государству 26,13 руб. в виде налогов и акцизов, что составляет 69% от конечной стоимости одного литра бензина.
Итак, наибольшее влияние на цену бензина оказывают инструменты фискальной (бюджетно-налоговой. — Прим. авт.) политики государства. Ввиду того, что наибольшая доля в структуре цены приходится на выплату налогов и акцизов, очевидно, что изменение налоговых и акцизных ставок приведет к колебаниям цен на бензин», — подытожила Шамалай.
Канистра звенит, да чек «горит»
По данным Московской топливной ассоциации, по ценам АЗС Москвы на 15 января 2018 г. видно, что минимальная цена на «АИ-92» составляет 37,10 руб., а максимальная — 39,45 руб., на «АИ-95» минимальная цена — 39,95 руб., максимальная — 42,75 руб. [4].
Таблица 3. Запросы по городам РФ. (личные наблюдения жителей этих городов. — Прим. авт.).
Город | Цена на «АИ-92», руб. | Цена на «АИ-95», руб. |
Владимир | 36,76 – 38,24 | 39,67 – 40,94 |
Санкт-Петербург | 37,00 – 38,00 | 40,00 – 41,50 |
Железноводск | 39,50 – 40,48 | 42,40 – 43,20 |
Рязань | 37,00 | 39,80 |
Ростов-на-Дону | 39,20 | 42,50 |
В Махачкале, по опросам водителей, «АИ-95» продается по цене от 40,00 до 41,50 руб., «АИ-92» — от 38,00 до 39,50 руб. А на выезде из города или на трассах республики «АИ-92» можно найти по 36,00 руб.
По данным Дагстата, на 9 января 2018 г. в Республике Дагестан средняя цена на бензин «АИ-95» составляла 41,42 руб., на «АИ-92» — 39,42 руб. [5].
По наблюдениям водителей Махачкалы, в пределах города самые высокие цены на бензин, а более дешевые предложения появляются на загородных заправках или на федеральных и районных трассах. «Наши автозаправщики, как хотят, так и ставят цены, — говорит водитель с 14-летним стажем. — Когда едешь в сторону Кизляра или обратно, то на разных заправках видишь разные цены. В самой Махачкале стоимость топлива очень высокая. По городу ездит много машин, а заправщики знают, что все равно бензин будут заливать, и используют этот момент». По словам водителя, автомобильный парк республики постоянно увеличивается, потому, какова бы ни была цена, спрос на моторное топливо не падает.
Свой вопрос касательно того, какие факторы влияют на ценообразование бензина в республике, я адресовала специалистам Минтрансэнергосвязи РД.
«По данным УФНС по РД, в республике действует порядка 570 автозаправочных станций. Собственниками этих АЗС, в основном, являются частные лица. Вместе с тем на рынке реализации моторного топлива отсутствует сетевая инфраструктура вертикально интегрированных нефтяных компаний. Данное обстоятельство негативно влияет как на качество реализуемых в республике нефтепродуктов, так и на процессы ценообразования. Цена на автомобильный бензин в Республике Дагестан в среднем выше, чем аналогичный показатель в отдельных субъектах СКФО (Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика).
К сведению, сети автозаправочных станций вертикально интегрированных компаний имеются в следующих регионах СКФО: Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия, Ставропольский край, Чеченская Республика. Также на территории указанных субъектов имеются нефтебазы (хранилища) предприятий, представляющих вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), с которых реализуется моторное топливо мелкооптовым потребителям. Наличие на рынках моторного топлива представительств ВИНК должно оказывать положительное влияние на процессы ценообразования в указанных субъектах.
Вместе с тем одной из положительных предпосылок может оказаться деятельность завода по переработке и хранению нефтепродуктов производительностью 1 млн тонн сырой нефти в год, строительство которого завершено в 2016 году. В 2017 году заводом получена лицензия Ростехнадзора. В настоящее время ведутся переговоры с фирмами-поставщиками сырья о переработке нефтепродуктов на указанном нефтеперерабатывающем заводе.
Ввод в эксплуатацию такого крупного комплекса по переработке нефти позволит улучшить качество нефтепродуктов на внутреннем рынке республики. Кроме того, открытие завода должно повлиять и на процессы ценообразования — за счет уменьшения транспортных расходов», — рассказал сотрудник отдела нефтегазового комплекса Минтрансэнергосвязи РД.
_________________
Список источников
- Banki.ru. URL: http://www.banki.ru/quotes/brent/.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#.
- Для расчета взят литр бензина «АИ-92» по цене 37,80 руб. за литр. Расчет производился по следующей формуле: доля компонента цены % * цена за 1 литр.
Пример. Себестоимость добычи нефти: 7,78 % * 37,80 = 2,94084.
- http://www.mfa.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=21&Itemid=483.
- http://dagstat.gks.ru.
Мария Малова