Как жить и летать дальше? «Молодежка» расспросила об этом юриста
Тосненский городской суд Ленинградской области взыскал в пользу авиакомпании «Победа» 199 тысяч рублей с пассажира Марата Халилова. Именно из-за него летчикам пришлось совершить вынужденную посадку. Решительно настроенная «Победа» готовит материалы еще по двум крупным искам к небесным курильщикам.
Как следует из материалов дела, 21 июля самолет, выполнявший рейс Махачкала – Санкт-Петербург, совершил вынужденную посадку в московском аэропорту Внуково для отстранения от полета пассажира, закурившего на борту воздушного судна. Стоянка во Внуково, по данным авиакомпании, продолжалась не более 35 минут. Иск на 194 тысячи был подан по месту регистрации Халилова – в городе Тосно. С учетом госпошлины размер иска составил более 199 тыс. рублей, суд удовлетворил его в полном объеме.
По данным пресс-службы «Победы», перевозчик готовит еще два иска – на 247,3 и 250 тыс. рублей – в связи с инцидентами на рейсах Москва – Махачкала 3 августа и Махачкала – Москва 15 августа.
Всего с июля этого года на рейсах лоукостера было зафиксировано шесть случаев вынужденной посадки по вине курильщиков, хотя эпизодов с курением на борту было гораздо больше. «С начала года по июль было зафиксировано 30 случаев курения, – сообщила пресс-служба «Победы». – Но тогда нарушителя сдавали в ЛОВД по прилету в место назначения, где нередко его отпускали или штрафовали на сумму столь незначительную, что курильщик оставался без равнозначного наказания».
Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ, курение на борту запрещено и карается штрафами до 1500 рублей. Штраф при этом взыскивается в пользу государства.
В июле же «Победа» анонсировала ужесточение борьбы с курением на борту. Командиры кораблей стали сажать самолеты в ближайшем аэропорту и там передавать курильщика полиции. С нарушителей «Победа» стала взыскивать ущерб от незапланированных посадки и взлета.
Большие суммы в исках авиакомпании объясняются ее затратами на незапланированное обслуживание самолетов в промежуточных аэропортах, рабочее время экипажа, лизинг и компенсации другим пассажирам.
Юристы невысоко оценивали шансы перевозчика на выигрыш в суде, предполагая, что «Победе» будет сложно документально подтвердить, что действия пассажиров действительно нанесли ущерб на такие суммы.
«Молодежка» обратилась за консультацией к юристу. Как быть с этим непомерным штрафом после вынужденной посадки? Правомерны ли действия авиакомпании? И имеют ли право остальные пассажиры требовать возмещения нанесенного им ущерба? И если да, то с кого – с авиакомпании или с того же курильщика? Ведь в правилах перевозки у «Победы» и в приказе минтранса, на который в них есть ссылка, нет ничего про курение на борту и его последствия.
— Итак, имеет ли «Победа» право совершать вынужденную посадку из-за курящего пассажира и требовать возмещения своих расходов с курильщика?
На этот и другие вопросы ответил адвокат Ринат Гамидов.
— Полагаю, что в подобных случаях авиакомпания имеет право совершать посадку. Правовое обоснование этому следующее. В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса (ГК) РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса (ВК) РФ командир воздушного судна вправе в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения.
— Так, пробились сквозь юридические дебри, и уже теплее… Воздушный кодекс, значит, в итоге рулит.
— Да, командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям его командира.
По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях: нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со ст. 58 ВК РФ. Кроме того, постановлением мирового судьи курильщики обычно признаются виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.7 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, которое влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток).
— Но не слишком ли велики суммы, которые значатся в этих исках? И так ли уж велика опасность, исходящая от курильщика на борту?
— Закон всегда на стороне законопослушных. Надо помнить еще о том, что часть 1 ст. 8 Конституции РФ гарантирует свободу экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Курильщики, нарушив правила поведения на борту воздушного судна, создав угрозу безопасности экипажа, пассажиров и всего полета в целом, нарушили и право авиакомпании на беспрепятственное осуществление своей экономической деятельности, а также поставили под угрозу выполнение авиакомпанией принятых на себя обязательств по перевозке пассажиров рейса. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
— Что же из этого следует? Могут ли добропорядочные пассажиры, которые потеряли время и испытали другие неудобства из-за вынужденной посадки, предъявлять иск к компании-перевозчику и к нарушителю-курильщику?
— Могут. Если, допустим, сорвалась важная встреча, и они испытали шок (это относится к категории морального вреда) или понесли убытки. Но каков будет итог в суде, предсказать трудно. Иск можно предъявить и к авиакомпании, и к курильщику. Это их право. Но суд, скорее всего, иск к компании и к курильщику отклонит, а в отношении нарушителей закона будет крепко думать. Прецедентов не было.
***
Этот диалог состоялся до того, как было вынесено решение по иску «Победы» к Марату Халилову. Тосненский суд крепко подумал и твердо решил, что нарушитель должен заплатить по полной программе.
Отсюда вывод: не курите и не бузите на борту.
Отдел спокойного сна «МД»