«Молодежка» продолжает серию публикаций в рубрике «Дагестанцы – Герои Советского Союза». Сегодня рассказываем об Александре Рыбникове.
Александр Рыбников родился в 1919 году в станице Темнолесская Ставропольского края, но вскоре его семья переехала в дагестанское село Аксай. Здесь Саша окончил школу и отправился в Махачкалу – поступать в педагогический.
Получив высшее образование, Александр преподавал литературу в Дербенте, затем литературу и историю в Дагестанских Огнях.
В ряды Красной армии он был призван в 1942 году. Молодой призывник отправился на фронт не сразу: он был направлен в Бакинское пехотное училище.
Из курсантов военных училищ формировались отдельные стрелковые бригады. В одной из них и оказался Александр, получивший звание лейтенанта: его назначили командиром взвода противотанковых ружей.
О своем первом бое он уже после войны подробно рассказал дагестанской журналистке Александре Путерброт, собиравшей материалы для своего сборника:
«Танковые дивизии генерала Клейста, мотопехота и горные егеря рвались к городу Орджоникидзе (нынешний Владикавказ. – «МД»). Мой взвод из девяти противотанковых ружей прикрывал оборону бригады на левом фланге одного из батальонов по небольшому каналу близ селения Чикола. Войска несли большие потери, кругом лилась кровь.
В первый день передний край нашей обороны обстреляли вражеская артиллерия и минометы, бомбила авиация. Затем в наступление пошли танки и пехота. Весь этот день взвод сдерживал натиск гитлеровцев. На нашем участке враг не прошел. Взвод подбил три легких танка и пикирующий бомбардировщик противника».
Оборонительные бои под Орджоникидзе продолжались. Лейтенант Рыбников был там дважды ранен и после лечения в госпиталях возвращался в строй.
А в боях в Карачаево-Черкесии в 1943 году Александр обморозил лицо, руки и ноги. Три месяца он пролежал в госпитале, медики обсуждали ампутацию пальцев ног. Но до этого не дошло.
На сей раз после выздоровления Александр Рыбников был назначен начальником штаба одного из стрелковых батальонов. Он участвовал в боях на Кубани, а на Украине был ранен в третий раз.
Осенью 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта приближались по территории Литвы к реке Неман. В числе наступавших был и призывник из Дагестана. За Неманом находилась Пруссия – тогдашняя часть Германии.
В ночь на 17 октября красноармейцы по горло в воде форсировали одну из местных рек. И на противоположном берегу стрелковая рота капитана Рыбникова вышла в тыл опорного пункта противника. Здесь сдались в плен более 150 немецких солдат и офицеров.
В конце 1944 года подразделение Рыбникова готовилось к штурму Тильзита (ныне город Советск в Калининградской области РФ). А 13 января 1945 года началась Восточно-Прусская операция.
Справка
Восточная Пруссия до своего упразднения входила в состав Германии. Ядро исторической Пруссии с ее столицей — городом Кёнигсбергом (сейчас Калининград) ныне принадлежит России, образуя Калининградскую область.
Периферийные территории, составляющие более двух третей бывшей немецкой провинции, ликвидированной в соответствии с решением Потсдамской конференции, находятся в составе Литвы и Польши.
Победа в Восточно-Прусской операции в 1945 году далась Красной армии ценой больших боевых потерь: более полумиллиона погибших, раненых и пропавших без вести фронтовиков.
Но и противник понес крупные потери: 25 дивизий, другие 12 дивизий потеряли от 50 до 70 % своего состава, были взяты в плен более 220 тысяч немецких солдат и офицеров. Трофеями Красной армии стали около 15 тысяч орудий и минометов, 1 442 танка и штурмовых орудия, 363 боевых самолета и много другой боевой техники.
Тильзит был взят 30 января, а Александр Рыбников был вскоре назначен командиром батальона.
Советские войска продолжали движение к берегам Балтики.
«Гитлеровцы превратили Кенигсберг в город-крепость, – вспоминал сам Рыбников. – Вокруг города и внутри него были сооружены оборонительные рубежи, на которых находились десятки фортов (своего рода маленьких крепостей), 900 дзотов, множество дотов, сотни укрепленных зданий.
Гарнизон крепости насчитывал 137 тысяч солдат и офицеров, более 3,5 тысячи орудий, свыше 200 танков. Его поддерживало до 150 самолетов».
Штурм Кёнигсберга начался 6 апреля в 9 часов утра мощной артподготовкой, затем, в 12 часов, под прикрытием огневого вала в наступление пошли пехота, танки и самоходные орудия.
Гитлер отдал кёнигсбергскому гарнизону строжайший приказ — удерживать крепость до последнего солдата. Специальные отряды эсэсовцев и гестаповцев расстреливали на месте каждого немецкого солдата или офицера, который пытался самовольно оставить позиции или сдаться в плен.
Бои затруднялись из-за густоты построек, узости улиц, схватки шли за каждый дом.
В ночь на 8 апреля капитан Рыбников повел свой батальон в наступление. Рано утром бойцы ворвались в центр Кенигсберга, взяв в плен сотни немецких солдат. А убитыми противник потерял в этом бою около 200 человек.
Батальон Рыбникова продолжал штурмовать квартал за кварталом. Сам комбат получил ранение (шестое на войне) и контузию. Испытывая острую боль, он продолжал вести бой. Наседавшие немцы отступили… А раненый Александр Рыбников продолжал руководить своими солдатами из подвала дома, куда ему провели телефонную связь с ротами.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Александру Рыбникову было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном документе было отмечено, что раненый командир не оставил поле боя, а его батальон выполнил боевую задачу.
После войны Александр Рыбников жил в Ессентуках, работал лектором в обществе «Знание». Он приезжал в республику, в которой прошло его детство и молодость, встречался со школьниками в Дагестанских Огнях – городе, откуда он был призван в Красную армию.
Умер Александр Рыбников в 1989 году, похоронен он в Ессентуках. Его имя носит улица в Дагестанских Огнях.
При работе над материалом использованы фрагменты книги Александры Путерброт «Боевая слава Дагестана».
Альберт Мехтиханов
Читайте также Дагестанцы – Герои Советского Союза. Александр Ситковский