(Начало в предыдущем номере).
Записки турецкого путешественника о Дагестане второй половины XVII века
За много веков до 1920 года, когда была образована ДАССР, Дагестан был един политически и духовно. Наш край между Ираном и Россией являлся страной, наподобие Объединенных Арабских Эмиратов, разделенной на семь владений под верховной эгидой падишаха – валия Дагестана. «МД» продолжает серию публикаций, посвященных истории нашей родины. В этот раз взглянуть на Дагестан 350-летней давности мы вам предлагаем с помощью известного турецкого путешественника Эвлии Челеби. В увлекательном рассказе он красочно описывает города, культуру, цивилизацию, мирную жизнь, вовлеченность в международные отношения и вообще интересно демонстрирует феодальную эпоху в Дагестане.
Упоминание о землях, расположенных вокруг Дагестана
…Крепости Демир-капу (Дербент), Баку и Шемаха находятся во владениях Ширванского эялета… Все упомянутые города сопредельны с Дагестанской страной и находятся на расстоянии шести переходов на кыблу (на юг). …На западе расположена Черкесия. На севере – Терская крепость, принадлежащая Московии, а также земли Астрахани. Далее на север лежат степи Хейхат, которые входят в состав владений Калмыкии…
В пяти днях пути от города Тарки находится крепость Демир-капу (Дербент), в этом месте граничат владения персидского падишаха и дагестанского падишаха…
Собственно Дагестанская страна
…Правители упомянутой страны, состоящей из семи ханств, все прибыли в Таргу, целовали почтенную руку нашего законного хана и удостаивались почетной беседы… И прежде всего его (шамхал-шаха) везир Таги-хан, знающий наизусть Коран, он стар и благочестив, …еще множество беев. Им принадлежит власть. Ни один приём не обходится без появления шамхал-султана. Они называют это — появлением на ханском собрании. В нем представлены все ханы — правители страны. А потому оно объявляет о создании любых благотворительных учреждений для бедных… Город Таргу является местом престола шахиншаха Дагестана, и потому он служил пристанищем и прибежищем для правоверных. Здесь множество квартальных мечетей, медресе, мектебов, караван-сараев, рынков, бань, харчевен и других общественных мест…
Однако красавиц этой страны увидеть было нельзя, а значит, нельзя судить и о совершенстве цвета их лица. Женщина не может в этом краю выйти за ворота в одиночку… Совсем юные мальчики чуть ли не в 10 лет обрастают бородой. Юношу, позволившего дотронуться до его бороды бритвой, и брадобрея убивают в назидание другим.
Там нет специального базара, сооруженного из кирпича… Но в каждом городе раз в неделю на площади устраивается громадный торг: каждый выносит на площадь свои товары и, словно щедрый хозяин, ведет куплю и продажу. И на любой торговой площади, как только начинают читать азан, все на торгу покидают свои товары в том виде, как есть, и толпами направляются в соборную мечеть совершать предписанную молитву. В этом городе совершенно нет угнетения, ни клеветы, ни лжи, ни свидетельства из-под неволи. Беи и кадии здесь не берут взяток. …Все они мусульмане-единобожники, исповедующие учение своих духовных наставников…
О Хайдаке — прекрасной древней области и большой стране, хранимой Богом
Эта страна тоже находится под властью дагестанского падишаха и представляет собой самостоятельное ханство. Беем ее является уллу-бей-хан («великий князь»), и под его властью находится 3 тысячи воинов… Имеются кади и муфтий. Других высокопоставленных начальников нет.
Страна разделена на семь округов… Основное население — кумыки, кайтаки, лезгины (даргинцы)… Область Хайдак от персидского Демир-капу (Дербента) очень близко…
Прекрасный, благоустроенный округ Табасаран
Он находится к западу от персидского Демир-капу (Дербента) на расстоянии одного перехода… и утопает в садах и цветниках. Легенда говорит о том, что Ануширван наслаждался прекрасным климатом этой местности… И действительно, здесь чудесный воздух.
(Здесь уместно вставить отрывок из другого тома «Книги путешествий» Эвлии Челеби, где он описывает свою поездку из Дербента в Грузию через долину реки Самур в 1647 г.).
[Кюра. Из крепости Дербент мы 12 часов шли на юг по дремучим лесам и прибыли в местечко Кура в пределах Дагестана. Стоянка Кура находится в пределах Табасарана, где также располагается ставка правителя Дагестана шамхал-хана. Это местечко с виноградниками и садами, с тысячью украшенных и благоустроенных домов… Жителей около десяти тысяч, они шафииты чистой веры, благочестивые люди… У жителей веселые лица. Они отличные друзья. Телосложением стройны. И у них хорошие виноградники и сады.
Ахты. Снявшись отсюда, мы опять шли среди гор и лесов… Здешние места — собственная область правителя Дагестана (шамхал-хана). Три дня мы осматривали селения этого края… Крепость этой страны в древние времена построена сыном Ануширвана венценосцем Хормуздом IV (579 — 590). Из-за этого города было много войн и побоищ, наконец, шах Ирана отнял его у правителя Дагестана и разрушил его крепость, чтобы она не досталась османам. В настоящее время крепость находится в руках персов. Она стоит на склоне горы Эльбурс… Это древний город, расположенный между городами Дербент, Шемаха и Ниязабад. Из-за того, что климат холодный, виноградников и садов мало. Здесь есть около трех тысяч домов, крытых глиной, и мечети. Но в мечетях осталось мало прихожан, потому что они находятся в руках персов. В городе 7 бань, 11 караван-сараев, около 70 лавок в торговых рядах и на базаре. Гостил я здесь всего одну ночь. В городе имеются должности хана и кадия, калантара, даруги и есть около тысячи нукеров. Большинство его населения — сунниты. Они ткут хлопчатобумажные ткани. Из-за прекрасного климата их красавицы знамениты…
Рутул. Отсюда мы опять шли на юг… Это тоже одна из областей правителя Дагестана. Местечко с тремястами домами благоустроено и процветает. По одну сторону от него гора Эльбурс. Здесь мы также три дня осматривали селения, а потом пришли в область села Цахури.
Цахур. Здесь правит эмир Юсуф-бей — один из предводителей народа, находящегося под властью правителя Дагестана. Но жители Цахура много раз бывали в подчинении персов. В настоящее время население этой области насчитывает около семи тысяч воинственных людей. Оно исповедует суннизм шафиитского мазхаба. Одну ночь мы провели в беседе с их беем. Он подарил мне пятьдесят шкурок куницы и шкурки дикой кошки. А я, ничтожный, преподнес ему три салфетки, расшитые Кая-султан (дочь Мурада IV (1623 — 1640 гг.), тётя Эвлии Челеби)… В этой области Дагестана живут такие улемы и набожные люди, каких нет нигде в других местах. В этой стране совсем нет лжи, сплетен, зла, злоумышленности, ненависти, спеси, вражды и неприязни. Однако еретиков-рафидитов они не пускают в свою страну… Один раз в год здесь устраивается большая ярмарка…]
Прекрасная и благоустроенная крепость Кубачи
Это крепость латников. Основатель её неизвестен, но строение это старинное, и возведена крепость будто из агата. Стены сложены из хорошо отшлифованных до блеска камней. Она находится к западу от персидской крепости Демир-капы (Дербент). Состоит из кварталов. В городе дома с глиняными крышами, соборные и квартальные мечети…
Деревня Судакар (Цудахар) — благоустроенная деревня с тремястами домами, одной соборной мечетью, двумя караван-сараями и одной баней. Деревня расположена на границе с «Черным князем»…
Прекрасная страна «Черного князя»
…Западная сторона этой области соприкасается с Ираном. «Черное княжество», представляющее собой одно из семи ханств Дагестана, разделено на 7 бейств и 7 кадийских округов… В течение трех дней Мухаммад-Гирай-хан был гостем в этом городе (Дженгутай), и в честь него было устроено многолюдное пиршество. В сопровождении воинов, выделенных нам беем, мы отправились в путь и через час достигли деревни Пир-бай (Параул).
Деревня Пир-бай
Ею правит сын «Черного князя». Это одна из тех деревень, которые выделил для поселения Мухаммад-Гирай-хану падишах Дагестана. Когда приданные для сопровождения и помощи дагестанские воины, сказав «Онаш хан, да благословит Бог вашу деревню и вашу землю», собрались уходить, хан подарил им 300 предметов разного имущества, и они ушли довольными.
Когда в 11 день зулкада 1076 г.х. (15 мая 1666 г.) прибыл наш хан, изо всех близлежащих деревень ему были доставлены дары от шамхала: съестные припасы, различные напитки и многое другое.
Сам же сын хана в уединенном уголке своей обители предавался молитвам, изучал историю, хадисы, с утра до ночи он учился у достойных ученых из дагестанских улемов и многих других, изучал арабский язык и многие другие науки. Я, ничтожный, был удостоен чести в течение нескольких дней беседовать со многими дагестанскими улемами, очень благородными и образованными людьми. Слава Аллаху, в один из дней я поцеловал благородную руку нашего господина Мухаммад-Гирай-хана и сказал ему: «…Преодолевая расстояния и останавливаясь на стоянках, я прибыл в страну ваших надежд и желаний — Дагестан…» …Мы остались гостить ещё неделю, а потом попросили разрешения уехать, и разрешение было дано.
Мне, ничтожному, хан дал 2 черкесских гуляма, 1 девушку-абхазку, 2 черкешенок, 2 черкесских коня, 1 аргамака пестрого в яблоках, 1 острую саблю, 1 перемену черкесской одежды и 300 добрых золотых монет с письмами к хану, знатным людям Крыма и к падишаху Дагестана… И мы простились с ханом…
О том, как мы отправились из Дагестана
…Мы снова встретились с шамхалом… В конце концов, мы получили разрешение отправиться в Азов через Московскую землю. Попрощавшись и захватив дружеские послания капитану московской Терской крепости, падишаху калмыков, ханам Демир-капы (Дербента), Шемахи-Ширвана, а также многочисленные дары шамхальского повелителя, как то: роскошные панцири, тигровые шкуры, рысьи меха и тому подобные блага, — мы вознамерились отправиться в путь…
(После многочисленных приключений на бурном Каспийском море, занесшем корабль путешественника в Дербент и Баку, Эвлия Челеби, наконец, добрался до Терской крепости, где ему посчастливилось присоединиться к московскому послу, возвращавшемуся из Дагестана).
Глава V. Свойства отрекшейся от веры безбожной Терской крепости
…Итак, по воле творца, в то время, как мы здесь пребывали, прибыл на судне направлявшийся из Московского королевства к падишаху Дагестана посланник…
В Астрахань к визиру направлялся малый посол: я, ничтожный, присоединился к нему. Капитану крепости я предъявил послания падишаха Дагестана… а также верительную грамоту австрийского императора. При этом капитан сказал: «Человече, сколько же у тебя друзей среди падишахов! Ты, видно, весьма знаменитый муж». Оказав мне, ничтожному, многие почести, он предоставил нам дворец для ночлега вместе с едой и питьем.
(Отсюда продолжая путь по Волге, Эвлия Челеби миновал страну калмыков, а затем по Дону благополучно вернулся в принадлежавший османам Азов).
Зураб Гаджиев