Очень-очень старая рубрика, и многие сочтут её штампом. Только не я. Во-первых, она отчасти моя, не то чтобы я изобрёл этот жанр, но профессия сделала меня наблюдателем, портретистом. У меня в коллекции множество портретов, которые достойны описания, развития историй. Надо сказать, я люблю додумывать истории жизни, и неважно, случилось бы с каждым из героев наблюдения нечто подобное в будущем.
Для эскизов это тоже неважно – мои портреты, как актёры, могут менять амплуа, представать в различных ролях. Что помогает, так это наглость художника поймать объект в невидимые силки и запечатлеть его открытым, незащищённым. Это не тот случай с охотой ловчего на дичь, это действительно натурные зарисовки с полным ощущением красоты момента, разворачивающейся драмы…
В такой момент наблюдателя вряд ли кто заметит даже в метре от себя. Останавливают ли художника этические соображения? Скажем, нужно ли снимать или изображать мёртвых или погибших, впавших в безумство? У многих великих были свои ответы на этот непростой вопрос.
Примером может служить серия фоторабот фотокорреспондента «Комсомольской правды» Юрия Роста, в которой он запечатлел детские гробы во время войны в Карабахе. В таком случае портреты становятся документами эпохи, доказательством насилия. Фотография как постулат жизни – зачем рождаться, чтобы умирать так рано? Смог бы я, увидев такое, думать о художественной ценности момента? Есть ли красота в трагедии и почему она притягивает многих художников, писателей, режиссёров? Существуют противоречия между чистым искусством и нашими эмоциональными, эстетическими потребностями в нём.
Конечно, приятней схватывать портреты в момент бурной радости, но поверьте, самые удачные портреты у меня получались в момент наступившей тишины, паузы. Когда человек перестаёт обращать внимание на окружающие предметы, его взгляд обращается в никуда, становится отражением внутренних событий, время портрета останавливается. И неважно, что на сцене продолжает звучать музыка, произносится речь, вырываются слёзы и смех, внутри идёт главная человеческая борьба. Да, в большинстве случаев «портрет» у меня связан с изображением человека, но бывают и предметы, которые порой скажут больше, чем их хозяин.
Серия портретов, которую вы видите, не праздничная, не приуроченная к женскому дню. Это женская планета, которую мужчины чаще называют женской долей.