Китайская грамота
В мартовском воздухе стрекозы «людятся» и люди «стрекозятся». От этого воздух изрядно наэлектризован, но в Махачкале есть масса мест, где происходит «разрядка напряжённости». Этот термин советской эпохи, возможно, годится для представления современного искусства. Многочисленные течения и направления в искусстве продолжают вызывать споры у специалистов и зрителей. Что это — искусство или нечто другое?
Такой разговор, между прочим, возник с художником Габибуллой Габибуллаевым, известным больше как Габо. Художник десять лет жил и работал в Китае, и он говорит, что наши представления об этой стране давно устарели. В Китае, например, сегодня жители играют больше в баскетбол, нежели занимаются гимнастикой ушу. И в искусстве уже больше художников, рисующих в европейской традиции, чем в традиционной. Это удивительно. Значит, искусство писать иероглифы, китайская акварель на грани исчезновения?
Габо видел, что современные художники Китая не заморачиваются и рисуют тушью, разведённой фабричным способом. Художники-графики знают разницу. Скорее всего, в Китае традиционные школы продолжают работать, но не они делают погоду, или пагоду. Габо открыл свою выставку, посвящённую Китаю, в Центре этнической культуры, а также провёл два мастер-класса в этой галерее. Рисовая бумага, тушь, карандаш – всё пошло в расход на благо искусства.
Габо — прекрасный рисовальщик и живописец. Его взгляд на искусство сформирован классическим художественным образованием. Он — выпускник Махачкалинского художественного училища, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Санкт-Петербург), там же окончил аспирантуру при АХ РФ, является членом Союза художников Санкт-Петербурга.
Лепота
Этот короткий рассказ о современном Китае произошёл на выставке «Красота спасет мир» 14 марта в Дагестанском музее изобразительных искусств. Картины, представленные в экспозиции, собраны в фондах Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова (Чеченская Республика).
Выставка, привезенная в Дагестан, состоит в основном из работ мастеров Юга России (ЮФО, СКФО), а также Москвы и Санкт-Петербурга.
На открытии организаторы объяснили, что этот «выставочный проект представляет лишь малую часть щедрого пожертвования Союза художников Российской Федерации Чеченской Республике. Эта акция состоялась в 2010 году по инициативе председателя Чеченского отделения Союза художников России Вахита Умарсултанова, благодаря чему Мемориальный комплекс Славы им. А. А. Кадырова получил работы современных авторов из всех регионов России. Это произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного народного искусства, всего более 500 экспонатов».
Шамиль и полковник
Пока проходил вернисаж, общение художников продолжалось, и многие работы становились поводом для интересных тем. Одна из них связана с иллюстрациями Евгения Лансере для книги Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». По мнению Магомеда Дибирова, лучше Лансере никто не передал дух этой великой книги. Точный драматизм сюжетов, линия проста и к месту. «Простой репейник, нарисованный буквально одним штрихом, но как он смотрится. Портрет Хаджи-Мурата и иллюстрация с конной процессией, каждый поворот головы. У какого художника такое можно увидеть?»
Магомед Дибиров рассказал, как ему в 90-х годах заказывали портрет Шамиля. Друг нашёл заказчика и разъяснял, каким Шамиль должен предстать с холста. Много качеств настоящего горца было перечислено, но у Магомеда есть хорошая черта — он не доверяет посредникам и попросил друга напрямую свести с заказчиком.
— Этот заказчик при встрече мне говорит: «Изобрази сцену пленения Шамиля. Имам должен наступить на сапог царского полковника». (Читатель уже догадался, что в полковники был разжалован Главнокомандующий Кавказской армии, наместник Кавказский, генерал-адъютант князь А. И. Барятинский. – М. Г.).
Я повернулся к своему другу и спрашиваю тихо: «Ты к кому меня привёл? Ты что хочешь тут придумывай, но писать для него я не буду».
Магомед не стал называть имени этого любителя искусства, но заметил, что его, спустя время, убили.
«У нас тут не пристёгиваются!»
Одна выставка закончилась, а мы спешим в Республиканский многопрофильный лицей, где произошло открытие… Прошу внимания, друзья, – виртуального музея, и не какого-нибудь государственного. Теперь в этой школе будет действовать филиал одного из лучших музеев России. А чтобы представить достойно широкой аудитории, на открытие пригласили министра образования и науки РД Шахабаса Шахова, прессу и музейщиков. Руководитель сектора развития и продвижения проектов Русского музея Татьяна Курбатова настаивала не просто на штатной единице, а профессионале-искусствоведе. Она также надеется, что в Республиканском многопрофильном лицее, как было обещано руководством, детям будут преподавать историю искусств. Русский музей будет оказывать помощь в профессиональном росте работника виртуального филиала.
На открытие Стрекоза опоздала минут на пятнадцать. Ленточку перерезали. Шарики над входом в помещение весело зазывали в здание, за чёрную бронированную дверь. Дети стоят на плацу нарядные и налегке, некоторые чуть ли не в рубашках, а гости и руководство где-то там внутри слушали и смотрели презентацию, радовались картинам как дети. Наша Стрекоза тоже смотрела, но у неё ведь глаз иной – видит в других красках.
В небольшой комнате только началась презентация, на экране сменялись известные полотна из собрания музея. 3D-проекция создаёт фантастическое зрелище, как будто Стрекоза совершает полёт внутри нарисованного сюжета. Вот коронация Павла I на картине Мартина Квадаля, и мы видим каждого из персонажей, поднимаемся на кафедральную лестницу храма, и разработчики сделали так, чтобы на каждую из известных фигур на экран выносилась информация. То же происходит при рассмотрении картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Интересны оказались и другие возможности виртуального путешествия. Например, известно, что картина «Явление Христа народу» писалась Александром Ивановым на протяжении четверти века. Художники сделали так, что мы видим, как многолетняя проработка планов и персонажей картины происходила на наших глазах за несколько минут. Всё это сопровождается графической и звуковой информацией.
Татьяна Андреевна напоследок рассказала о некоторых картинах из собрания музея, связанных с Кавказом. Потом упомянула о мостах дружбы, заложенных художниками, творившими на Кавказе в разные годы. Вспомнила о Петре Великом, по указанию которого возникли Санкт-Петербург и Порт-Петровск. Напоследок сказала: «Все мы — единый народ. Все мы — горцы и горянки… Когда мы прилетели и сели в машины, нам сказали, что можно не пристёгивать ремни, что здесь мы в безопасности!»
«И последние будут первыми»
Пока Стрекоза летала над виртуальным Петербургом, из головы не выходило, а когда это всё покажут детям. Учеников завели чуть позже. На удивление, во время просмотра не шумели, ну если чуть-чуть, самую малость, видимо, они разрядились на свежем воздухе. Даже при выключенном свете Стрекозе дано увидеть больше, чем человеку.
И она подумала: «А ведь все твердят, что дети отбились от рук, сидят в своих телефонах… Ну и где сейчас их глаза? Да ведь этот виртуальный музей — просто находка в наше время. Именно так, в развёрнутом виде, возможно открыть дорогу перед каждым малышом в настоящий, живой музей. Следующий шаг к искусству или познанию истории он сделает осознанно, по внутренней потребности знать и видеть искусство самому».
Пока дети осматривали залы Михайловского замка, мы переместимся в компьютерный класс лицея. В школе была очередная перемена. Преподаватель что-то тщательно записывал в журнал. Ученики, используя свободные минуты, занимались кто чем. Но вот над их смехом и болтовнёй неожиданно для Стрекозы заиграла скрипка. Смычок сперва отрывисто, потом плавно понёсся по струнам, и четырёхкрылая Стрекоза затанцевала в воздухе. Девочка, стоящая посреди класса, засмущалась. А подруга её толкает:
— Давай продолжай. Сегодня ты появишься на фотографии в «Молодёжи Дагестана», а через несколько лет покажут по «Си-Эн-Эн».
— Может, её покажет BBC?! – смеясь, вставил одноклассник мальчишка.
— Не знаешь, помолчи! «Си-Эн-Эн» — круглосуточный новостной канал.
Не зря мы тут задержались и полетали. Вспомним священную книгу: «И последние будут первыми».
Искусство Манабы
Под конец дня 15 марта надо было обязательно попасть на выставку «Манаба Магомедова. Искусство фотографии» в Музей истории города Махачкалы.
Как пишет во вступительной статье к выставке автор проекта, директор музея Зарема Дадаева: «Экспозиция выставки объединила снимки, выполненные в поездках и экспедициях по Дагестану и Грузии в 1950 – 1970-е годы».
Те, кто следит за новостями культуры, слышали, что в мае 2016 года этот проект стартовал в Тбилиси, где прошла основная жизнь Манабы. Как сообщила Зарема Дадаева: «Фотоработы Манабы в скором времени будут представлены на Международном фестивале «Kolga», который номинировал автора на приз А. Роинашвили».
То, что в архиве семьи хранился такой бесценный материал, знали только близкие люди. Для дагестанского зрителя музей преподнёс настоящий подарок. Хочется описать каждую работу, портрет, но всем своим стрекозиным сердцем призываю вас посетить всей семьёй выставку. Самим оценить ценность представленного. Искусствоведческую статью к выставке написала Татьяна Петенина, которая участвовала в организации нескольких персональных выставок Манабы и как никто другой прочувствовала её творческую душу.
Мы — холмы, они — горы
В этот день зал был полон. И даже плохая акустика музея не помешала общению художников и ценителей искусства. Фотографии говорили сами за себя. Почти каждый третий из собравшихся знал её лично или через работы.
И детям, и взрослым было что обсудить и чем насладиться.
Потом в узкой компании Стрекозе посчастливилось общаться с «могучей кучкой». Накануне у Татьяны Павловны был день рождения, но выставка Манабы отодвинула это событие на день. И вот теперь, под конец дня, когда разошлись почти все зрители, она вспоминала не свою жизнь, а радость общения с Великой Манабой. Она связала между собой сотни художников и людей других профессий, она была непреклонна и даже категорична в искусстве, в отношении к работе, ко времени. Она оспаривала ритм его шагов.
Философ Сабир Гейбатов, или, как его называют в узком кругу, Саба, заключил, обращаясь к друзьям (за столом на почётном месте сидел знаменитый кубачинец, мастер и учитель, брат мужа Манабы Гаджи-Омар Изабакаров): «Всё, что сегодня здесь было сказано, вызвало во мне такую ассоциацию с природным ландшафтом. Мы — такие холмы, а они — высокие горы».
Все разлетелись по своим гнёздам воспитывать детей, внуков, писать картины и статьи, а Синяя Стрекоза летит навстречу новому дню.
Марат Гаджиев