Как добиться состояния эффекта в вопросах брака? (Спасибо светлой памяти Сергея Довлатова за каламбур)
Cостояния аффекта достигнуть, всем известно, легче лёгкого, а вот как быть с коэффициентом максимальной пользы и приятности? Горячая кавказская молодёжь мужского пола нередко решает проблему «прямой наводкой»: лучшая жена – юная жена, ещё не успела присмотреться к излишествам всяким, а потому мешок на голову – и…
Не всегда, конечно, возникает необходимость применять столь радикальные меры, нередко достаточно переговорного процесса между главами семейств, где мнение потенциальной невесты испокон веков практически не играет никакой роли, хотя нет правил без исключений.
А что думают об этом сами девочки, в одночасье «лёгким движением руки» превращающиеся из школьниц в жён, без всяких церемонных ухаживаний? Представьте себе, в Грузии в силу перманентного бедственного положения неинтегрированного в основной поток общественной жизни населения, особенно в глубинке, выдать несовершеннолетнюю дочь замуж за человека со стабильным, пусть и невеликим, доходом почитается за большую удачу.
Часто родители видят замужество единственной перспективой, более или менее приемлемой для жизни своих дочерей, и, если попадается «хороший вариант», рады выдать замуж своих несовершеннолетних чад. Да и сами девочки далеко не всегда кричат, что пойдут лучше топиться, чем замуж. Потому что уже на заре жизни хорошо распознали, почём фунт лиха. Говорят, что особенным почётом пользуются молодые сельские учителя в качестве будущих мужей – тут и образование какое-никакое, и знание характера «примеченной» избранницы, в его же классе или школе учащейся, да и дети не останутся балбесами неграмотными. Уже известны случаи, когда учителя женились на своих 15 — 16-летних ученицах.
Квемо Картли — регион Грузии, где компактно проживают этнические азербайджанцы. Только в ноябре 2015 года в роддоме Марнеули 20% рожениц стали матерями в возрасте до 18 лет. При этом руководитель Молодёжного гендерного клуба Нона Самхарадзе отметила, что по сравнению с прошлыми годами, девушки в Квемо Картли начали больше обращать внимание на учебу, но их число пока очень невелико. «Выпускницами были 800 девушек, из них только 50 продолжили учебу и поступили в университеты. Мы были просто счастливы от такого результата, хотя это ничтожно мало, конечно», — заключила она.
Родители часто не принимают обратно похищенных с целью женитьбы несовершеннолетних дочерей. Тема стала наиболее актуальной после похищения 17-летней жительницы Тбилиси Самиры Байрамовой. Виновником, как заявили в МВД, оказался также несовершеннолетний, более того, младше нее по возрасту.
Неравнодушная к социальным проблемам грузинская общественность активно судит о различных «случаях из практики». Так, корреспондент ИА «Прайм-ньюс» поставил вопрос, как должно реагировать духовенство Грузинской православной церкви на ставший известным факт, когда священник обвенчал 15-летнюю невесту с совершеннолетним женихом. С учётом того, что, согласно действующему в Грузии законодательству, вступление в сексуальную связь с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, карается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет.
По словам руководителя отдела гендерного равноправия аппарата народного защитника Екатерины Схиладзе, у венчания нет правовой, законодательной силы, поскольку Церковь не является юридическим лицом публичного права.
«Прайм-тайм» также переговорило на означенную тему с настоятелем Кашветской церкви отцом Элизбаром Одишвили:
— На венчание с женихом и невестой приходят и шаферы – иногда их 4, 6 человек. После того как все участники свадебной церемонии подтверждают согласие на заключение брака, священнику остаётся только исполнить свой духовный долг.
— И если все согласны, вы не спрашиваете о возрасте?
— Разумеется, нет. Если молодые желают начать совместную жизнь, Церковь не может отказать.
— Но ведь это противозаконно, когда берут замуж девочку, не достигшую 16-летнего возраста?
— Я с подобным не сталкивался. Но знаю случаи, когда 21-летние женились на девочках школьного возраста, и знаю семьи, живущие впоследствии счастливо. Не слышал о притеснениях жён-невесток, мужей-зятьёв и т.п.
— А если отказать в венчании?
— Церковь может впасть в ещё больший грех. Это может озлобить, спровоцировать девочку на блудовство, неповиновение родителям. Это ведь переходный возраст, опасный. Кому отказывать, кого венчать – не дело церкви. Должны в школах работать психологи, чтобы минимизировать риски «детских» браков.
— Вы лично венчали несовершеннолетних?
— Мои дорогие, если вам нужен пример, скажу, что когда моя жена вошла в мой дом, она училась в восьмом классе, а мне был 21 год. Сейчас ей скоро сорок лет, у нас трое детей, и мы живём счастливой жизнью.
Но вы не думайте, что церковь не работает над этой проблемой. Мы советуем прислушиваться к мнению родителей, старших, на исповедях просим не вводить священников в грех, если не уверены в серьёзности решения создать семью, если в перспективе не исключена её непрочность. Я привожу и личный пример, советую всё-таки получить базовое образование, а уж потом думать о заключении брака.
Следует констатировать, что в Грузии брак несовершеннолетним можно заключить, но не зарегистрировать. Если несовершеннолетние девушка или молодой человек желают вступить в семейный союз, они могут осуществить это в соответствии с религиозными канонами. Государственные институции такой возможности им не предоставляют.
Но есть и другая сторона медали
В более обеспеченных слоях грузинского общества наблюдается прямо противоположная картина: молодёжь избегает ранних браков, особенно это касается титульного этноса, что угрожает существенным ухудшением демографической ситуации. В качестве главной причины социологи называют боязнь ответственности, которую влечёт за собой создание семьи. Но если отступить от теории и статистики и подключить жизненный опыт автора данного обзора, смело могу заявить, что не последнюю роль в этой «неторопливости» играет желание «пожить для себя», тем более когда есть за спиной финансовая «подушка безопасности», обеспечиваемая мамапападядятётей. Не случайно не испытывают недостатка в посетителях многочисленные кафе и рестораны в статистически одной из беднейших стран на мировой карте – Грузии.
Не будем, правда, забывать, что, в отличие от кафе богатой Европы, куда могут себе позволить заглянуть все, в наших злачных местах отдыхают от трудов праведных лишь считанные проценты от общего количества населения.
«Повысилось чувство ответственности. Если молодой человек не уверен в своих финансах, он боится создавать семью», — заявил демограф Автандил Сулаберидзе.
Главным фактором воздержания грузинских женщин от брака становится образование и карьера.
«Они (женщины) заканчивают магистратуру в возрасте 24 лет, потом учатся в аспирантуре, потом — в докторантуре или уезжают работать за границу… По окончании обучения женщины думают о карьере, покупают квартиру, машину. Окунувшись в эти проблемы, оглядываются и видят, что им уже за 35», — заметил Сулаберидзе.
С возрастом получается так, что как женщинам, так и мужчинам приходится вступать в брак с теми, на которых даже не посмотрели бы в молодости. При этом, если раньше девушки искали женихов с достатком, из хороших семей, то сегодня мужчины, особенно немолодые, ищут таких женщин. При этом в Грузии очень много пар, которые официально не регистрировали брак, но многие из них венчались в церкви. В результате 30% детей рождено именно в таких семьях.
О серьёзности проблемы ранних браков и необходимости её комплексного решения красноречиво свидетельствуют и драматические, и даже трагические развязки ряда историй, в основе которых лежало столкновение буквы закона и жизненных реалий.
Вот какие сюжеты обсуждались в Грузии только в последние месяцы.
В начале 2016 года правоохранители Аджарии задержали 25-летнего Марада Паксадзе. И смех и грех – поводом для его ареста стало… рождение ребёнка от супруги, в браке с которой он счастливо проживал, получив на то благословение глав обоих семейств.
«Подкачала» юная жена, подарившая Мараду первенца, но, на беду свою, оказавшаяся несовершеннолетней. И, самым что ни на есть законным образом счастливого отца, не успевшего перевести дух, упекли в кутузку сразу после обязательного появления выписки из роддома в компьютерном хозяйстве публичного реестра.
Так, 179-я статья УК Грузии оказалась старше взаимной любви, обручения, свадьбы и… традиций горного Хелвачаурского района, где браки по достижении девушкой половозрелости испокон веков считаются мало что не предосудительным, но и весьма желанным событием.
К счастью, на этот раз здравый смысл возобладал, и Марада отпустили восвояси, дела шить не стали. Не правда ли, абсурд как он есть?
А ещё был случай – Горийский суд (регион Шида Картли) в конце прошлого года заслушивал дело 18-летнего Георгия Нибладзе, обвиняемого в половых отношениях с несовершеннолетней, с которой проживал в гражданском браке. И у этой пары родился ребёнок. И тут факт сожительства Георгия Нибладзе с несовершеннолетней был оглашён, когда юная мать оказалась в родильном отделении.
Судебный процесс проходил на фоне акции протеста родных и близких Георгия, которые утверждали, что семья была создана по любви и с согласия родителей.
Но были и другие протестные выступления, даже марафоны, но уже против ранних браков, прошедшие по инициативе «Движения грузинских женщин» в столице и других городах Грузии. Театрализованная акция-перформанс, к примеру, состоялась в Тбилиси под лозунгом «Ранние браки – насилие над девушками».
Мне не симпатичны полуистерические Интернет-вопли феминисток и излагаемые ими сюжеты, достойные быть запечатлёнными в дешёвых и оторванных от жизни слезливых сериалах. Хотя нельзя не признать, что ранние браки, заключённые против воли девушек, и не в единичных случаях, приводят к фатальным развязкам. Не исключено, что на первый план тут выходит глубоко депрессивное состояние, являющееся идеальной питательной средой для суицида.
В Уголовный кодекс Грузии вошли поправки, согласно которым, принуждение к замужеству члена семьи стало уголовным преступлением. Теперь за него можно схлопотать от двух до четырех лет тюрьмы. Однако, как утверждают представители неправительственных организаций, работающие с данной проблемой не первый год, без механизмов превенции и разработанной стратегии борьбы с насилием добиться эффективности не удастся.
Хотя Кавказ давно известен практикой похищения невест, число ранних браков резко возросло после развала СССР в 1991 году, когда гражданская война и высокий уровень безработицы низвергли страну в хаос, отмечают исследователи. В азербайджанской общине Грузии, вспоминает Лейла Сулейманова, председатель Союза азербайджанских женщин Грузии, «сформировался порочный круг, переросший в «традицию». Столь ранние браки до этого были редким явлением, — добавила она, — так как женщины в советские времена учились и работали».
Сейчас прилагаются усилия вернуться к подобной системе. Министерство образования одобрило план по проведению по всей стране встреч с участием родителей, специалистов в сфере образования и психологов для обсуждения темы ранних браков, распространения информации об опасностях, сопряженных с такими браками. В образовательные программы по всей стране была включена информация относительно последствий ранних и принудительных браков с точки зрения здоровья и закона.
Единственным выходом в сложившейся ситуации представляется нам создание реальной программы интегрирования в общество молодёжи в местах компактного проживания негрузинского населения. Лишь тогда может появиться интерес к карьерному росту, овладению профессией, проявлению навыков и способностей на избранном поприще. Вопрос один: как этого добиться? Ведь просветительские программы, ориентированные даже на титульный этнос, не выдерживают никакой критики, как, впрочем, и во многих странах, но «щас не об этом».
Проблема безработицы остро стоит и в среде грузиноязычной молодёжи. Где же взять в экономически бедствующей Грузии средства на возрождение регионов – интеллектуальное, профессиональное, социальное? Где взять сотни, если не тысячи желающих ехать в регионы с просветительской миссией, и кто туда поедет за государственные зарплаты? Заплатят по-человечески – поедут, конечно, но кто спонсирует жалованья по европейским параметрам?
Пока вопросы остаются без ответов.
(В статье использованы, кроме оговоренных в тексте, материалы ИА «Спутник-Грузия», «Новости-Грузия», «Новост.ge»).
Владимир Саришвили | г. Тбилиси