Сезонная литподборка
Осень – это всегда прочтение, поэтому, если вы хотите что-нибудь почитать, но не знаете,что, мы спешим вам на помощь. Доставайте свои пледы, чашку с чаем или какао, и мы расскажем вам о хорошей литературе – уютной, захватывающей, философской и немного грустной.
Анна Рэдклифф «Роман в лесу»
Если мировую литературу определять временами года, то английская классика – это, безусловно, осень. Туманная, меланхоличная, до чопорности благородная, с влажным соленым ветром, дующим с моря, бескрайними вересковыми пустошами, сквозняками, потрескивающим камином в старом доме, чаем с молоком и английским пудингом. Если хотите погрузиться в осенний вайб – вам прямая дорога к книжной полке с произведениями английских классиков.
Анну Рэдклифф называют королевой готического (черного) романа и одной из основоположниц этого жанра, возникшего во второй половине 18-го века.
Средневековый антураж, мрачные замки, монастыри и аббатства, мистика и череда странных событий – обязательные составляющие готического романа. Тут есть все: любовь и ненависть, низость и благородство, коварство, интриги и загадочные убийства.
В этом смысле «Роман в лесу» – классика жанра. Действие романа происходит во Франции. Сюжет разворачивается вокруг нелегкой судьбы юной девушки Аделины, воспитывавшейся в монастыре. Необъяснимые обстоятельства сводят ее с семьей французского аристократа мсье Ла Мотта, вынужденного бежать из Парижа вместе с женой и слугами, спасаясь от долговой ямы.
Путники, компанию которым теперь составляет и Аделина, останавливаются на ночлег в заброшенном аббатстве Сен-Клэр, расположенном в Фонтенвильском лесу. А дальше – … Не будем спойлерить.
Примечательно, что все свои романы Анна Рэдклифф написала в течение семи лет. Со временем, выпустив в свет шесть романов, Рэдклифф начала тяготиться популярностью и светским обществом. В возрасте 34 лет она перестала писать и до конца своей жизни больше не опубликовала ни одного романа.
«Роман в лесу», вышедший в 1791 году, – третий по счету, но первый роман, принесший писательнице настоящий успех. После того как Рэдклифф перестала писать и появляться в свете, ходили слухи, что, сочиняя свои сюжеты, писательница сошла с ума и вскоре умерла, но, как справедливо отмечают биографы, вряд ли это можно считать правдой, потому что Анна Рэдклифф, перестав вести светскую жизнь, много путешествовала и умерла в возрасте 58 лет.
Исследователи сходятся во мнении, что именно ее пример послужил появлению и других женщин в английской литературе, таких как сестры Бронте и Джейн Остин.
Анна Рэдклифф была женой владельца и главного редактора газеты English Chronicle Уильяма Рэдклиффа, который поддерживал ее писательство. Несмотря на отсутствие детей в семье, брак Рэдклиффов был счастливым.
Нет ни одного изображения Анны Рэдклифф (первая фотография появилась уже после смерти писательницы), а лондонское кладбище, на котором она была похоронена, уже не существует. Это ли не мистика?Оно подверглось бомбежке во время Второй мировой войны, а 50 лет назад на этом месте был построен элитный жилой комплекс.
Орхан Памук «Джевдет-бей и сыновья»
Если английский чай вам не по душе, то есть возможность выпить турецкий – крепкий, почти черный, с рахат-лукумом или курабье и погрузиться в долгое, размеренное чтение романа «Джевдет-бей и сыновья» Орхана Памука, современного турецкого писателя с черкесскими корнями, обладателя Нобелевской премии по литературе.
Памук обязателен к прочтению всем туркофилам, не только проводящим вечера за просмотром турецких сериалов, но и любящим читать.
«Джевдет-бей и сыновья» – один из главных романов Памука.
Джевдет-бей – владелец небольшой стамбульской лавки, торгующей скобяными изделиями и осветительными приборами. Подчеркнуто правильный, не очень смелый, по-мещански осторожный, расчетливый и флегматичный, в общем-то неплохой, но ничем не выдающийся персонаж, каким он предстает перед читателем в начале романа, напоминает одного из типичных героев русской литературы – маленького человека. Но восток – дело тонкое, и Джевдет-бей, который в нашей отечественной литературе по мере развития сюжета наверняка превратился бы в нечто наподобие Обломова, Карандышева или еще какого-нибудь героя-неудачника, в турецкой становится главой большого семейства, хорошим мужем и родителем. Джевдет-бей женится на дочери паши, создает крепкую семью и сытую жизнь в красивом доме – это, в принципе, всё, о чем он и мечтал.
Семья живет в особняке на Нишанташи, а каждое лето проводит в загородном доме на Принцевых островах.
Это семейная сага, описание жизни одной семьи на границе эпох – постепенно уходящего мира Османской империи и приходящей на его смену Турецкой Республики. В тексте много уюта и старого Стамбула. Этот роман – как глубокая бескрайняя река, обволакивающая своим медленным течением. Тут много общественного диспута, много про политический и жизненный выбор, про жажду жизни и апатию, про познание себя и непонимание своего места в жизни.
В романе нет захватывающего сюжета и крутых поворотов, есть история одной семьи, которая начиналась в особняке на Нишанташи, а продолжится в многоквартирном доме, возведенном на месте семейного особняка.
Умберто Эко «Имя розы»
После тихого, неспешного повествования Орхана Памука этот роман станет для вас настоящей встряской. Он – однозначно про настроение глубокой осени. С коротким световым днем, завывающими ветрами, последними опадающими листьями, первыми заморозками и согревающим глинтвейном.
Умберто Эко – итальянский писатель, медиевист и профессор семиотики, ушедший из жизни в 2016 году, – погружает вас в мрачный мир средневековой Европы с религиозными фанатиками, сектантами и горящими кострами инквизиции. Бенедиктинцы, францисканцы, минориты, дольчиниане, полубратья, спиритуалы…
1327 год. Северо-запад Италии. Готовятся переговоры между курией Папы Римского Иоанна XXII и императора Людовика IV Баварского. Английский францисканец, бывший инквизитор и уважаемый интеллектуал Вильгельм Баскервильский и его ученик – молодой послушник Адсон– приезжают в аббатство, бенедиктинский мужской монастырь, где должна состояться встреча между теологами Папы и францисканскими монахами, поддерживаемыми императором. После их приезда в аббатстве происходит странное убийство молодого монаха Адельма, и аббат просит Вильгельма Баскервильского, демонстрирующего феноменальные способности дедукции, расследовать это преступление до приезда высоких гостей. Вильгельм Баскервильский начинает расследование, но тут аббатство сотрясает череда еще нескольких загадочных убийств.
Роман многостраничный и тяжелый. Вы можете устать уже в самом начале, где автор погружает вас в исторический и теологический контекст, или чуть позже – при описании здания аббатства, но терпение – самое главное, что нужно проявить при чтении этого романа. Это философско-детективный роман, поэтому динамичный детективный сюжет, который держит в постоянном тонусе, будет чередоваться с многостраничными диспутами героев и поиском истины.
По мере расследования происходящих убийств будут вскрываться мрачные тайны аббатства со всеми человеческими пороками, запретной любовью и мужеложеством. Но самая главная тайна, причина, по которой произошли все эти убийства, будет раскрыта в самом конце.Там же, в конце, вас ждет потрясающий диалог между Вильгельмом Баскервильским и убийцей.
«Имя розы» – роман о средневековье, написанный современным человеком, и это чувствуется. То есть, если бы «Имя розы» действительно писал монах Адсон, от лица которого ведется повествование, то он был бы совершенно другим. И, скорее всего, не таким гениальным.
В 1986 году режиссер Жан-Жак Анно экранизировал роман, сняв в главной роли Вильгельма Баскервильского Шона Коннери. Умберто Эко фильм настолько не понравился, что после он не давал разрешения на экранизации своих других романов. Тем не менее по «Имени розы» был снят и мини-сериал, вышедший в 2019 году, в котором допущены сюжетные отступления от книги.
Сериал вы можете не смотреть, но книгу прочитать обязаны. Если у вас получится это сделать, – вы наши герои и любимчики!
Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
По-настоящему тяжелое мы оставили на конец.
Эрих Мария Ремарк – немецкий писатель, на жизнь которого пришлись две войны – Первая и Вторая мировые. Роман «На Западном фронте без перемен», написанный в 1929 году, считается одним из самых ярких пацифистских высказываний в литературе, главным антивоенным романом ХХ века.
Ремарк, представитель потерянного поколения, описал войну глазами двадцатилетнего немецкого солдата Пауля Боймера, добровольцем ушедшего сражаться на полях Первой мировой войны. Их роту отправили на передовую, и в день, когда все вроде бы было тихо и шло хорошо, они попали в «мясорубку», из которой вернулись только 80 человек.
Пауль Боймер представляет читателю своих товарищей-ровесников – слесаря Тьядена, рабочего-торфяника Хайе Вестхуса, крестьянина Детеринга и 40-летнего Станислава Катчинского, человека с характером, умницу и хитрюгу с землистым лицом, голубыми глазами и покатыми плечами.
Автор описывает весь ужас войны через диалоги, описание происходящего и чувств героя, от лица которого идет повествование: животного страха, стыда, раскаяния, тоски, смятения и радости от, пусть и кратковременного, нахождения в безопасности.
«Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов», – этими словами автор представляет свой роман на суд читателя.
«На Западном фронте без перемен» стал настоящей сенсацией, был сразу переведен на десятки языков мира и экранизирован в Голливуде. В родной Германии премьере фильма препятствовали национал-социалисты, а против выдвижения писателя на Нобелевскую премию протестовал Союз германских офицеров, считая, что роман очерняет немецкую армию и ее солдат. Из-за травли и уголовного преследования 31 января 1933 года, через день после назначения Гитлера канцлером, Ремарк покинул Германию и впоследствии был лишен немецкого гражданства. В родной стране книги Ремарка были запрещены и показательно сожжены, а его самого оскорбительно называли писакой и предателем героев мировой войны. Через несколько лет он переехал в США и в Европу вернулся только спустя десять лет, в 1948 году.
Бэла Боярова
Читайте также Несбё да Абгарян. Как сегодня живут библиотеки и что в них читают дагестанцы
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»