Звучит старинная аварская мелодия, и в зал одна за другой входят девушки красоты неописуемой. На них надеты чохто из бабушкиного сундука: андийское, тиндинское, ругуджинское, дидойское, багулайское…
Это проходит очередное музейное занятие в Центре традиционной культуры г. Хасавюрта. А таких занятий в Центре много – от целой серии выставок произведений наших традиционных художественных промыслов, сопровождающихся увлекательными лекциями, до мастер-классов. Это позволило привлечь в Центр самую разную публику. Обычные люди, никак не связанные с художественной средой, узнали, что в Хасавюрте есть такое место, куда можно прийти посмотреть произведения искусства. Как в музее, но только в неформальной обстановке.
Интерьер здесь современный, но с использованием традиционных для горского дома приемов декорирования, начиная с горного водопада до гончарных изделий Балхара. Тут можно сидеть и даже лежать на натуральных шерстяных и войлочных коврах, беседовать с хозяйкой на любые темы и, наверное, самое важное — трогать выставленные предметы. А некоторые даже примерять.
Особенно нравится такая обстановка детям. Они с удовольствием рисуют, смотрят фильмы о дагестанских мастерах, играют, мастерят. Марьяша с удовольствием кормит «кашей» матрешек – их целое семейство, Шамиль носится по коридорам с саблей, Артур, лежа на сумахе, смотрит альбом «Очаг мой — Дагестан». Студенты педколледжа с удовольствием примеряют бурку и папаху, снятые с манекена, Зайнудин Окмазов, мэр города, внимательно изучает репродукции с картин Гагарина, Лансере, Тильке, Лакова, Джемала, где изображены горцы и горянки в старинных традиционных национальных костюмах. Каждый здесь находит занятие по душе. Ну а мы стараемся эти интересы расширить и с помощью неравнодушных людей пополнить нашу коллекцию старинных вещей.
Что нравится ребятам в нашем этноуголке — это возможность тактильного контакта при знакомстве с такими традиционными вещами, как люлька, самовар, чесалка для шерсти, прялка, поставец, зурна, агач-кумуз. Если бы у нас стояли обычные витрины, как в музее, такого интереса к старинным вещам, мне кажется, не было бы. Находясь по ту сторону витрины, эти вещи так и останутся чужими, холодными, просто экспонатами. Нужно обязательно подержать их в руках, почувствовать, как дерево или металл согреваются от твоего тепла, уловить энергию, которая от них исходит, почувствовать, полюбить эти вещи, а через них – и свою культуру.
Музейные занятия у нас самые разнообразные: «В гостях у дедушки Самовара», «Сокровища бабушкиного сундука», «Легенда о Мучалах», «Магия чохто», «История Дагестана в узоре ковра».
«Магия бабушкиного чохто» — это одно из занятий, которое мы провели для студентов РПК (они — частые гости в Центре). А появилась идея этого занятия, когда нам принесли старый бабушкин сундук. Сундуки всегда играли в интерьере горского дома очень важную роль. Они – настоящие хранители самого ценного, что сберегается в семье и передается из поколения в поколение. Их открывали только в особых случаях, бабушки и прабабушки хранили в них лучшие наряды своей молодости, с гордостью демонстрируя их внукам и правнукам.
Так вот, увидев этого красавца, модельер Гурия Моллаева кинулась к сундуку своей прабабушки (он в их семье бережется как самая настоящая драгоценность) и на следующий день принесла отрез старинного материала: «Будем шить чохто!» Нет, началось еще раньше, когда я прочла отрывок из книги Алисы Ганиевой «Салам тебе, Далгат», где автор рассказала о бабушкином чохто «бахбако». Никто ничего о нем не знал! И началось! Кто-то «ушел» в Интернет, кто-то звонит в музей, Мадина Ахмедова, художественный руководитель ансамбля «Молодость Дагестана», принесла андийское и дидойское чохто, Дауд Гасанов, руководитель ансамбля «Эхо гор» — тиндинское, костюмер Центра культуры Эльмира Арсланбекова достала багулайское чохто…
Осталось только собрать всё в единое целое и донести до зрителя ту особою магию, которой обладает каждое чохто. Они предназначены для оберега от чужих глаз того неприкосновенного, что должно быть в женщине. Кроме того, разные по форме, отделке, материалу, смысловому наполнению, они несут массу информации о женщине – ее возрасте, статусе в обществе, национальности и даже месте жительства, поскольку чохто практически каждого дагестанского селения отличалось собственными, присущими только ему, размером и характером украшений, цветом и качеством ткани.
Чохто, которые мы приготовили для музейного занятия, можно примерить, как и некоторые платки и украшения. Студентки, пришедшие на занятие, делают это с удовольствием, им интересно и не совсем обычно это действо.
Пока вся группа смотрит презентацию, в соседнем зале костюмер Эльмира Арсланбекова и солистка ансамбля «Молодость Дагестана» Джаврият Умалатова помогают девушкам надеть выбранное чохто. Вначале они чувствуют некую неловкость, стесняются, смеются, подначивают друг друга. Но когда надевают эту красоту на себя, они меняются на глазах: появляется и осанка, и горделивый поворот головы, и тот самый взгляд горянки, который воспевали поэты.
Откуда это всё вдруг берется?! Да изнутри! Оно всё там есть, просто очень глубоко. Мы много говорим о преемственности и наследии традиционной культуры, об истории нашего народа, истории семьи, это важно. А когда ты надеваешь на себя одежду своих предков — здесь слов не нужно. Это передается через сердце – ты начинаешь осознавать себя как важное звено в цепи поколений, как носителя богатейшей культуры, которая не была когда-то, а живет сейчас и должна жить дальше.
Дагестанское прикладное искусство чрезвычайно разнообразно, на нашем занятии мы показали сундук и чохто. Одно хранит семейное имущество, другое — оберегает от недобрых глаз женщину. На следующем занятии планируем провести мастер-класс Гурии Моллаевой. Она поможет девушкам сшить чохто. Мы очень надеемся, что это будет карахское «бахбако». Поэтому вновь обращаемся к Интернету в поисках Алисы Ганиевой в надежде, что она поможет нам хотя бы фотографией бабушкиного чохто.
Жанна Магомедова