Книжный фестиваль «Тарки-Тау» впервые за десять лет «вышел на улицу». Палатки, где можно было купить русскую, зарубежную, дагестанскую классику, а также современную литературу и научные издания, организаторы расположили в Городском саду у памятника Абдурахману Даниялову. На три дня Махачкала стала активно читающей или по крайней мере скупающей книги примерно пятидесяти российских, в том числе региональных, а также белорусских издательств.
Но главная ценность фестиваля оказалась в его гостях. Махачкалу посетили несколько десятков писателей, поэтов, литературоведов и переводчиков. Среди них финалист премии «Нос» Иван Шипнигов, финалисты «Большой книги» Дмитрий Захаров и Анна Матвеева, номинант «Ясной Поляны» (шорт-лист) Максим Гуреев, номинант «Нацбеста» и «Ясной Поляны» (лонг-лист) Арина Обух и множество других популярных или стремящихся к популярности авторов. Во время встреч с читателями, на презентациях книг можно было услышать интересные размышления о писательском мастерстве и судьбах людей, занятых сегодня словесным творчеством, в котором шансы обрести известность или получить финансовую прибыль – предельно печальны.
Яна Вагнер
Встреча с этой писательницей стала громким событием книжного фестиваля. Автор романов «Вонгозеро» (именно по нему снят сериал «Эпидемия»), «Живые люди» и «Кто не спрятался» рассказала о своей новой работе – романе-катастрофе «Тоннель». По сюжету книги, пятьсот человек оказались в замкнутом пространстве, в тоннеле под Москвой-рекой. Каждую минуту им, чтобы выжить, приходится принимать сложнейшие решения.
А еще Яна Вагнер рассказала о сокровенном:
«Мне всегда неловко за все, что я написала раньше. Я не испытываю никакого ощущения счастья и гордости. Мне кажется,“Вонгозеро” довольно ученически сделано, но при этом для дебютного романа у него хорошо сложилась судьба».
«До всех наших соцсетей была единственная соцсеть на всю страну, и все туда что-то писали – “Живой журнал”. Это было совсем не страшно, потому что все писали под псевдонимами, а вместо фотографий были аватары. Тогда московские издатели обратили внимание на Интернет и обнаружили какое-то количество пишущих людей, которых можно собрать в сборники. Но в этом не было ничего серьезного – писателем после этих сборников я себя не чувствовала».
«Самые достоверные вещи – это те, которые мы испытывали на собственной шкуре. К счастью, какой-то опыт нам недоступен. Будем надеяться, что никогда и не будет. Тем не менее, нам знаком физический беспомощный страх перед насилием, перед смертью, перед болью. Мы можем представить одиночество в больнице, которое вдруг происходит с человеком, когда он слаб, беспомощен, не понимает, что с ним делают. Вот эти вещи вы должны из себя просто достать, затем наложить на историю, которую вы рассказываете, и расширить этот опыт воображением».
«Я вообще не очень люблю отрицательных персонажей — мне кажется, это какой-то старомодный подход. Однозначно положительные или отрицательные персонажи остались в детской литературе. Я очень люблю в человеке неоднозначность. Более того – я верю в его неоднозначность. Мне интереснее всего в людях то, как они умеют одновременно быть и смелыми, и трусливыми, и скупыми, и щедрыми. В разные моменты времени один и тот же человек способен совершить и подлый поступок, и великодушный. Абсолютно не задумываясь о последствиях для себя. Это такая вечная борьба одного начала с другим. Мне кажется, этим литература в первую очередь и занимается – изучает странную человеческую природу».
«Такое ощущение, что все люди, которых мы придумываем, где-то уже есть на самом деле. Чем больше вы о них думаете, чем больше вы с ними живете, тем больше вы начинаете о них понимать».
Ислам Ханипаев
Махачкалинец Ислам Ханипаев – дагестанская гордость. К сегодняшнему дню в издательстве «Альпина» вышло три его книги: «Типа я», «Холодные глаза» и «Большая суета». Каждая из них сюжетно связана с Дагестаном и пользуется успехом на российском читательском рынке. Это звучит как парадокс, ведь еще несколько лет назад никто и представить не мог, что регион с его специфичной, самобытной культурой может быть интересен людям, которые, возможно, и на карте его найдут не сразу. Удивительно и то, что со времен Расула Гамзатова «дагестанский писатель» в масштабе страны не существовал в принципе. Ислам Ханипаев во время презентации пообещал свою поддержку другим талантливым молодым авторам республики, а еще рассказал о своем успехе и тернистом пути к нему:
«По природе своей я вообще не писатель. Так уж получилось. Себя я писателем до сих пор не ощущаю. Мне больше нравится звание “рассказчика историй”».
«Если можешь не писать книги – не пиши. Потому что книги не про деньги, славу, счастье и всё это. Книги в основном про страдания, мучения и желание о чем-то сказать всему миру».
«Есть книжка, которую я прочитал до того, как сел за «Типа я» – это «Жутко громко и запредельно близко» Фоера, потому что мне нужно было срочно понизить свой мозг до состояния ребенка. Но самый главный мой вдохновитель – фильм “Кролик Джоджо”».
«На дагестанском материале можно создать то, что во всей стране будет популярно и интересно».
«Есть какие-то крутые абсолютные российские звезды. Ты в первый раз видишь их издалека, но ты видишь, что они тебе улыбаются. Это значит, что они уже знают и, возможно, даже прочитали тебя. И вот, собственно, недели две назад на вручении премии «Ясная Поляна» Евгений Водолазкин сказал: “Этот Ханипаев – такой хулиган!”»
«Трем в России авторам могут позволить разрекламировать книгу в серьезном масштабе. В основном с книгами это так не работает. Чтобы книжка стала популярной, здесь есть два пути – в нее бьет молния (в нашем мусульманском смысле слова просто Всевышним суждено, чтобы она срезонировала у российского общества), второй путь – это кинематограф».
«В России редко снимаются фильмы по книгам не классиков и каких-то не суперзвезд. Но такое тоже случается – примерно пять фильмов в год. Надеюсь, в какой-то момент я войду в этот список».
«Теперь мои книжки издаются в Москве и очень активно по всей стране. А прикол в том, что единственное место, где тебя практически не читают – это Дагестан…»
IT-технологии в «Городе летающих пакетов» (и как это связано с литературой)
Насколько интересен может быть дагестанский материал, доказал еще один участник фестиваля – журналист, прозаик и айтишник Дамир Саидгазин. Он же – начинающий гид, возмущенный популярной теорией о том, что в Махачкале нечего смотреть. В один прекрасный день Дамир решил создать магическую дверь, ведущую в разные удивительные места города. Войти в нее, не заплатив ни рубля, теперь может любой пользователь телеграм-бота под названием «Город летающих пакетов». Это аудиогид, основанный на рассказе его создателя.
«Летая вместе с персонажем рассказа – черным пакетом, – читатель совершит путешествие по Махачкале. Объединенные общей атмосферой, персонажами, узнаваемыми местами, фрагменты образуют единый текст, — рассказывает автор. — Еще это текст-игра: участник сам выбирает, куда ему двигаться дальше. На каждом шаге ему предлагается несколько вариантов движения».
Саидгазин обещает, что бот будет развиваться и дополняться. Он станет частью большого проекта Музея истории города «Махачкала: инструкция по применению». А увидеть и испробовать арт-проект можно по ссылке t.me/fly_packet_bot.
Что махачкалинцы купили на книжной ярмарке?
Эмилия Шихрагимова (музыкант): «Я купила несколько книг — монографию «Искусство в категориях сознания: хронотопы, образы, дискурсы», «История искусства. Живопись от Джотто до наших дней» А. Ходжа, «Когда мы вздумали родиться» А. Наймана, «Вонгозеро» Яны Вагнер, ее же «Живые люди» и «Кто не спрятался», «Контур тела» Татьяны Стояновой, «Оправдание острова» Евгения Водолазкина и «Холодные глаза» Ислама Ханипаева.
Мадина Синявская (фитнес-тренер): «Я уже читала книгу Ислама Ханипаева «Типа я», теперь купила две оставшиеся – «Холодные глаза» и «Большую суету» (кстати, с автографом писателя)».
Мадина Зиркуева (журналист): «Я купила три книги для себя и много для детей. Для себя: «Холодные глаза» Ислама Ханипаева, «Вонгозеро» и «Живые люди» Яны Вагнер. Детям: «Херосю» Амины Дамадаевой, «Большой Волк и Маленький Волк» Надин Брюн-Косм (чудесные, кстати, иллюстрации), «Боги Манго» Анны Старобинец (это пятая часть «Зверского детектива»). Еще что-то про танки и большую книгу-квест».
Анжела Гасанова