Удивительные портреты имама Шамиля хранятся в Национальном музее Дагестана имени А. Тахо-Годи. Вся Европа слышала о нем, но не знала, как выглядит великий полководец – это отразилось на их творчестве. Художники рисовали его портреты по рассказам и слухам, о нем писали книги, посвящали стихи, ставили пьесы. И наверняка сам имам Шамиль был сильно удивлен, посетив Европу, своей популярности и портретным образам. Удивились и мы.
Портретов оказалось немало. Историк Хаджи-Мурад Доного провел исследование и издал на эту тему книгу «Имам Шамиль в Европе». В ней говорится, что в сентябре 1859 года после завершения военных действий он был приглашен в публичную библиотеку в Петербурге, где ему показали 22 сочинения о нем, изданных в разное время на разных языках: русском, польском, французском, немецком, английском, итальянском, голландском, шведском, венгерском и латышском.
«В 1850-е годы у европейских публицистов сложился романтизированный образ Шамиля. Так, в работах немецкого автора Фридриха Вагнера он предстаёт как «предводитель и духовный лидер» горцев, имя которого было окружено «загадочным ореолом», а сам он являлся «предметом восхищения всех, кто следит за его делами», выступал как «образец восточного красноречия», «вдохновенный оратор» и «мудрый законотворец»,
– рассказывает заведующая экскурсионным отделом музея Зайнаб Тикаева.
Знать в лицо
Признавая Шамиля выдающимся военачальником и государственным деятелем, Европа желала иметь его изображение, знать, как выглядит этот загадочный кавказский горец. Откликаясь на это, художники создавали портреты Шамиля, руководствуясь лишь заочным, часто эмоциональным представлением. Европейцы с пристальным вниманием следили за кавказскими событиями. В газетах, журналах появлялись заметки, статьи о делах, происходящих на Кавказе. Не имея реальных изображений имама Шамиля, они представляли его в разных обликах, иногда далеких от оригинала. Первое его реалистичное изображение было получено в 1859 году – это первый фотоснимок, сделанный командиром Нижегородского драгунского полка, графом Иваном Григорьевичем Ностицем (страстным любителем фотографии) в дагестанской крепости Чир-Юрт.
Я художник, я так вижу
На всех европейских портретах имам Шамиль изображен совершенно по-разному. Как пишет Хаджи-Мурад Доного, художники пытались распознать в оригинале помимо индивидуальных черт еще и те общие типические признаки, которые были характерны для представителя определенной нации, класса, эпохи. Скупые сведения о Шамиле, доходившие до стран Европы, сразу же обрастали легендами.
На одном из портретов имам Шамиль изображен гордо стоящим в парадной черкеске и в куполообразной шапке в восточном стиле. Взгляд имама направлен в сторону, его лицо украшают длинные темные усы. Черты лица имама больше похожи на восточные. На черкеску, помимо газырей-пороховниц, надет наградной серебряный знак в виде звезды с полумесяцем. Хотя известно, что он не носил никаких нагрудных знаков, они предназначались только для его воинов.
В журнальных статьях Шамиля описывали по-разному. В одном из французских сочинений, представленном в книге «Имам Шамиль в Европе», он предстает перед нами мужчиной среднего роста, жгучим блондином. «Его глаза, над которыми нависают черные и густые брови, сверкают молнии, у него почти седая борода. Несмотря на то, что он очень активен, его можно назвать человеком редкой сдержанности. Он мало ест, пьет только воду и спит всего несколько часов. Дагестанский поэт Берсек-Бег описал его красноречие и величие так: «У него молнии в глазах и цветы на устах».
В 1854 году в Париже Эдмонд Тексье издает книгу «Шамиль» из серии «Воинственные люди Востока». Он пишет, что Шамиль выдает своим воинам и командирам награды, которые должны, по его мнению, стимулировать их храбрость и усердие. Шамиль раздаёт им ордена в виде серебряных медалей, но жестоко карает всех, кто нарушает дисциплину или оскорбляет мораль.
В иллюстрации к книге на рисунке неизвестного художника имам изображен в черкеске, кольчуге и шлеме. «Здесь Шамиль имеет более европейские черты лица, он с усами и небольшой бородой. В этом портрете, конечно, смущают средневековые доспехи, так как на дворе был XIX век, кольчуги и шлемы уже не использовались и не могли защитить от огнестрельного оружия. Этот потрет Шамиля был напечатан в 1854 году на титульном листе книги Эдмонда Тексье «Шамиль», — рассказывает Зайнаб Тикаева.
В тюрбане, плаще, с щитом, на коне, с луком и стрелами, безбородый, с закрученными вверх усами – десятки совершенно разных образов одного человека.
«Вот великий человек»
Первый явный портрет был выполнен карандашом немецким художником Теодором Горшельтом. Будучи волонтером в русской армии, Горшельт был свидетелем переговоров Шамиля с князем А. Барятинским 25 августа 1859 года в Гунибе и зарисовал имама в свой альбом. Этот рисунок он послал в письме к родным в Германию и подписал: «Вот великий человек». Как пишет Доного, необычна дальнейшая судьба рисунка, посланного из Дагестана в Мюнхен. Несколько лет спустя он был куплен Александром III у вдовы Горшельта вместе с другими работами и передан в петербургскую академию художеств. Оттуда рисунок поступил в Русский музей, где сейчас и находится.
Малика Курбанова