27 августа Хаджи-Мурат, хорошо знакомый нам со страниц Льва Николаевича Толстого, воскрес в сердцах хунзахцев, которых словно перенесла машина времени в период Русско-кавказской войны. Здесь, в Хунзахе, где облака проплывают низко над землей, делая воздух чистым, а дух свободным, пушечные залпы, разрывая праздничную суету, будто приглашают взглянуть на историю, которая разворачивается перед глазами… Так в Хунзахе празднуют двухсотлетний юбилей народного героя, наиба имама Шамиля — легендарного Хаджи-Мурата. Но обо всем по порядку.
Хунзах встретил нас радостно и приветливо. Здесь праздник витает в воздухе, вглядываясь каждому в глаза и разливаясь улыбкой, с которой хунзахцы встречают родственников, сельчан и просто приезжих. Праздник, пронизывая горный воздух, омытый за ночь ливнем, врывается в сердце народной музыкой, доносящейся издалека. Празднично выглядят и прибывшие сюда из разных сел Хунзахского района юные и почтенные горянки в национальных платьях, покрывшие головы белыми и разноцветными платками; мужественные горцы, облаченные в черкески, желающие подчеркнуть свою сопричастность к национальной самобытности.
Наполнившись ощущениями, мы направились во Дворец культуры, приглашавший нас на первое действие сегодняшнего события — научно-практическую конференцию, посвященную Хаджи-Мурату. Фойе Дворца культуры заинтриговало нас ароматами национальных яств, демонстрацией народных промыслов и женским голосом, напевавшим аварскую песню под аккомпанемент баяна с бубном.
Своими угощениями поразила Сиухская библиотека, заставив нас остановиться: здесь, помимо прочих блюд, источая приятный аромат, лежал доселе невиданный нами хинкал — один был темно-коричневый (как оказалось, такой готовят с добавлением измельченных черных бобов). Другой — ярко-горчичного цвета, этот толокняный хинкал и вовсе был необычным. Собственно говоря, хинкальным был у него только внешний вид, так как на вкус он был сладкий и вовсе не подвергался варке, ибо этот вкуснейший десерт едят в сыром виде.
Рядом примостились девушки-горянки, расчесывавшие овечью шерсть для изготовления ковров из прессованной шерсти — мастерство, которое они нам и продемонстрировали. С другой стороны сидели школьницы из Батлаича в таких же нарядных костюмах и ткали тонкие безворсовые ковры.
Чуть дальше расположились потомки Хаджи-Мурата с собранием его личных вещей.
Далее мы прошли в конференц-зал, где первым выступил глава Хунзахского района Саид Юсупов. Он искренне благодарил всех, кто принял участие в чествовании Хаджи-Мурата, после чего заметил: «Хаджи-Мурат был легендарным воином, потому даже русские генералы восторгались его отвагой и военными успехами. Мы знаем, что если в народе помнят своего героя, значит, он жив. На протяжении нескольких месяцев мы проводили репетиции, чтобы этот праздник свершился. Сегодня наш народ докажет, что мы помним и чтим память Хаджи-Мурата!»
Историк-краевед Алибег Казамбиев подчеркнул: «Хаджи-Мурат — это часть нашей ментальности. Нельзя терять свою национальную идентичность. Ведь если народ не знает собственной истории, то обречен на гибель». Кроме того, он обратился к присутствующим в зале чиновникам с просьбой: «Помогите вернуть череп Хаджи-Мурата. Поймите, война заканчивается, когда похоронен последний ее участник».
Историк Магомедхан Магомедханов отметил: «Я хочу поблагодарить Саида Камиловича, потому что это не просто юбилей. После этого юбилея, в котором столько уважения к достойным нашим землякам, к нашей памяти и к нашей крови, у людей, особенно у детей, очень много останется в душе».
Но самым ожидаемым на этой конференции было выступление ближайшего потомка Хаджи-Мурата, приехавшего из Москвы со своей супругой, — Никиты Шангина. Его все слушали с замиранием сердца, желая узнать, как же случился такой парадокс в родословной их героя. Как только Никита Генович взял в руки микрофон, в зале воцарилась тишина: «Здравствуйте, дорогие хунзахцы! Низкий поклон вам и пожелания здоровья и счастья от моей мамы — правнучки Хаджи-Мурата (на сегодня у него правнуков больше нет) Элеоноры Москаленко. Мама моей мамы — ваша землячка, она родилась здесь, в Хунзахе — это Умахаир Хаджи-Мурат, дочь младшего сына Хаджи-Мурата, названного в честь отца, который родился в Харачах, в той самой яме, куда заточили семью Хаджи-Мурата. Моя бабушка родилась через 53 года после гибели своего знаменитого дедушки, когда ее папе было 53 года, поэтому получается такая сдвижка на 2 поколения».
Как оказалось, внучка Хаджи-Мурата, она же бабушка Никиты Шангина, училась в Московской медицинской академии, по окончании которой вышла замуж за русского – дедушку Никиты Геновича. Так смешались две крови, объединив семейными узами Россию и Кавказ. На вопрос «Каково чувствовать себя потомком легендарного героя?» Никита Генович ответил: «Бабушка мне всегда говорила, что в том, что есть повесть «Хаджи-Мурат», заслуга Льва Толстого, а не наша. Мы же несем ответственность за родство с ним».
Покинув Дворец культуры, мы направились в расположенный неподалеку сквер имени Хаджи-Мурата, вход в который охраняли две каменные башни. Удивительно смотрится в центре этого небольшого парка с вымощенными плиткой дорожками и усаженными кругом яркими цветами памятник легендарному человеку, над которым, словно декорация, растянулась тяжелая грозовая туча. Кажется, даже небо будет сегодня участвовать в исторической реконструкции тех давних сражений, в коих участвовал этот герой с бунтарским духом и трагической судьбой.
Задумавшись над этим, я и не заметила, как мы оказались в потоке людей, направлявшихся к месту, где будут разворачиваться сцены, описанные в одноименной повести Льва Николаевича Толстого. Это два парка вдоль широкой дороги, к одному концу которой примыкает крепость с башнями – всё это, включая дорогу, будет служить ареной для сражений. А чтобы стать свидетелями грандиозного воплощения, здесь собралось более тысячи человек — не только жители Хунзахского района, но и других районов и городов Дагестана, до которых дошла весть об этом празднике.
В парке, где была размещена сцена с большим проектором, перед которым возвышался холм, уже расположилась большая часть людей. Другие выбрали места поближе к дороге, к самой крепости.
Представление еще не началось но уже можно было увидеть, как проскакал галопом вооруженный шашкой бравый джигит в черкеске или русский кавалерист.
Неожиданно проскакали с наспех нахлобученными папахами вооруженные кинжалами и шашками всадники. Рассекая воздух, словно гром, раздался пушечный залп, заставив вздрогнуть многих наблюдателей, загремели ружейные выстрелы, в воздухе запахло порохом, и в тишине огромной толпы началось сражение между царским конным войском и группой вооруженных горцев во главе с Хаджи-Муратом. Так, на глазах у зрителей развернулась сцена набега на крепость Шуру, описанная в повести русского классика.
Одной из сцен, поразившей зрителей, было дерзкое нападение Хаджи-Мурата на крепость и похищение ханши Нух-Бике. В этом сражении участвовало более ста вооруженных всадников, джигитов Хаджи-Мурата и царских кавалеристов, во время него разразился гром и пролился внезапным потом дождь с градом. После чего последователи Хаджи-Мурата, промокшие насквозь, с богатой добычей галопом умчались прочь.
А между тем, в Матласе, будущем горнолыжном курорте Хунзахского района, расположен мемориал, посвященный Толстому и Хаджи-Мурату в виде расколотой на две половины гранитной глыбы: на одной половине изображен кинжал, а у основания другой – книга с пером. Сегодня же Хаджи-Мурат, вдохновивший Льва Николаевича Толстого и Толстой, увековечивший память народного героя, слились воедино на хунзахской земле.
Патимат Алибекова,
фото Асият Алибековой
| г. Махачкала