Он часто любил повторять слова Ромена Роллана: «Чтобы озарить светом других, нужно носить солнце в себе».
Эти слова можно свободно применить и к нему, Петру Малаеву, который своим лучезарным светом озарял других, создавая сценарии для документальных фильмов. Один из них так и называется: «Носить солнце в себе». Это поэтический рассказ о заслуженном учителе Дагестана и России, краеведе и писателе Булаче Гаджиеве.
Вместе со своими друзьями-кинорежиссерами – Леонидом Лучкиным, Абдурахманом Алиевым, Тимуром Султановым, Магомедом Сулеймановым, операторами Валентином Фроловым, Альбертом Чекиным, Валентином Белоноговым, Магомедом Гаджиевым и другими он создавал не просто фильмы – поэтические новеллы о людях искусства, в которых зрители смогли увидеть свет незабвенного Эффенди Капиева (фильм «Жизнь, прожитая набело»), мудреца Гамзата Цадасы (фильмы «Гамзат Цадаса» и «Тропа Гамзата»), великого Расула (фильм «Расул Гамзатов»), удивительного писателя и драматурга Абу-Бакара (фильм «Пламя родного очага»), немеркнущий свет поэзии Омарла Батырая (фильм «Батырай»).
А его замечательная серия фильмов из цикла «Древняя, как мир, вечное, как солнце» – тоже несет свет над просторами Дагестана, его аулами, в которых отразился талант непревзойденных мастеров.
Творческой группой вместе с Петром Малаевым было создано из этой серии только четыре фильма: «В мире поющих узоров» – о ковроделии в Дагестане, «Ритмы унцукульских орнаментов» – об унцукульских мастерах инкрустации по дереву, «Балхар» – красочный рассказ о лакских гончарах из одноименного аула, «Я – кубачинка» – телеочерк об известном мастере-златокузнеце Манабе Магомедовой. Этот фильм был удостоен в свое время большого приза «Хрустальный рог» на кинофестивале документальных фильмов в Ереване. Как было бы замечательно, если бы серия фильмов из цикла «Древняя, как мир, вечное, как солнце» была продолжена. Осталась бы кинолетопись неповторимых узоров – уникальных аулов нашего Дагестана. Но что-то помешало осуществить этот прекрасный замысел.
Говорить о людях своего края, воспевать свой Дагестан не только в книгах, на бумаге, а создавать документальные киноленты – вот такую задачу ставили перед собой Петр Малаев и его товарищи.
На одной из встреч с молодежью запомнился ответ кинодраматурга на вопрос, что его привлекает в документальном кино: «Хочу вам сказать, почему я обратился к документальному фильму. Во-первых, документальный фильм, в отличие от художественного, в котором делают множество дублей, можно сделать только однажды. Вот вам пример: в аэропорту встречали гостей, среди которых был Сергей Михалков, известный детский писатель. Девчушка, впервые увидев любимца детворы, воскликнула: «Дядя Степа! Дядя Степа!» Вдруг она вырвалась с охапкой цветов и побежала навстречу Михалкову. По пути девочка оступилась и упала, цветы рассыпались на площадку… Сергей Михалков подбежал, поднял девочку на руки. А она, прижавшись к нему, обняв ручонками шею, начала целовать «дядю Степу». Весь этот эпизод снимала камера. Пленку отсняли, но по какой-то случайности произошла неудача. Пленка засветилась. Нет, никогда уже не повторить эти кадры, тот психологизм, ту естественность, обстановку и те слова, сказанные маленькой девочкой. Во-вторых, документальный фильм – это хроника, которая остается для будущих поколений. Вот почему нужны фильмы об учителях, мастерах педагогического труда, врачах, писателях, артистах, людях труда, фильмы о родном крае».
Большой резонанс и международное признание получили фильмы: «Мой дом – Дагестан» – производство Центрнаучфильм, Москва; «От седых вершин до седого Каспия» – первый полнометражный (часовой) документальный фильм Дагестанского телевидения.
Были сделаны фильмы о городах. Как, например, документальный фильм о Кизляре «За рекой за Тереком», документальный фильм о Дербенте «Баллада о Нарын-Кале». Эти фильмы, как и многие другие, созданные по сценариям Петра Малаева, стали в разное время призерами всероссийских фестивалей документального кино.
Он очень любил документальное кино, понимал его значимость для многих поколений, мечтал о создании в Дагестане киностудии.
Они мечтали и делали, делали и мечтали, создавая фильмы в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), так как Северо-Кавказская студия фильмов находилась в Осетии.
Как кинодраматурга Петра Малаева всегда радовали успехи коллег на Дагестанском телевидении, где он сам работал долгое время. При просмотре видеофильмов всегда делал пометки о находках и промахах. Рано ушли из жизни его друзья, с которыми он работал на телевидении и радио, – Леонид Лучкин, Абдурахман Алиев, Валентин Фролов… Трагически погибли замечательные художники братья Сунгуровы, которых соединяла с Петром Малаевым крепкая дружба; не стало Абдуллы Раджабова, с кем он начинал работать на Дагестанском радиовещании, Льва Меламедова, который был его другом, коллегой.
О них, своих друзьях, рано ушедших, но очень много сделавших для республики, он хотел на телевидении начать вести авторскую программу «Берегите друзей», в которой думал рассказывать не только об ушедших, но и живых, чтобы еще раз напомнить, кто находится рядом с нами.
Он многое хотел сделать, но не успел, жизнь его оборвалась в 60 лет – в возрасте, который Петр Малаев называл самым плодотворным в краю долгожителей. Он часто, шутя, говорил: «Ведь 60 – это всего лишь три раза по 20».
Ему постоянно хотелось общения с аудиторией, которой он мог рассказать «о времени и о себе», говоря словами великого поэта. И ему было что рассказать.
Петр Иванович Малаев – заслуженный работник культуры, лауреат республиканских премий, кинодраматург, поэт, переводчик, писатель, журналист, почетный гражданин аулов Цада, Куркли и г. Кизляра.
Его призванием было документальное кино, но поэзия и журналистика всегда шли рядом. Порой он сам не знал, чему больше отдать предпочтение.
Стихи Петр Малаев начал писать со школьной скамьи, а учась в 10 классе, пришёл со своей первой заметкой в редакцию газеты «Молодежь Дагестана», которая в то время называлась «Большевистская смена», и с этого момента стал постоянным ее корреспондентом и вёл юмористическую рубрику. Впоследствии он стал писать очерки, критические статьи и фельетоны.
Малаев получил премию «Золотое перо». Много прекрасных очерков о людях Буйнакска, где он жил последние годы, было написано для газет «Буйнакские известия» и «Дагестанская правда».
Только в 1994 году вышла первая небольшая книжка его стихов «Любая женщина – цветок». До этого стихи печатались только в газетах.
В 80-х годах Петр Иванович в Махачкале вёл большую работу с молодыми начинающими поэтами в творческом объединении «Родник». В Каспийске, а затем в Буйнакске, вёл киноклуб «Экран». Это были настоящие диалоги со зрителями о просмотренных на экране фильмах. Он часто сетовал на то, что наше кино умирает. Об этом им написан ряд статей в «Буйнакских известиях». Он глубоко переживал годы Перестройки.
Ярок и многогранен талант большого мастера – Петра Ивановича Малаева. Иногда казалось, что он стремится охватить необъятное.
Во время работы на радиовещании им написано 20 радиопьес. Вместе с Абдулой Раджабовым они открыли сатирический журнал «Наш дарман», который пользовался большой популярностью.
Большая дружба связывала Петра Ивановича с театром кукол, для которого им было написано несколько пьес. А «Сказки дедушки Гамзата» вошли в золотой фонд театра.
Он был знаком со многими известными личностями. И, как сам говорил, этим обязан Расулу Гамзатову, с которым работал некоторое время в Союзе писателей. Это и Чингиз Айтматов, и Константин Симонов, и Кайсын Кулиев, Ян Френкель, Михаил Шолохов, Сергей Михалков, Агния Барто, Аркадий Райкин, Николай Тихонов, Мустай Карим, Олжас Сулейменов. О встречах с этими интересными людьми Петр Малаев хотел написать книгу «Рукопожатия». На столе остались наброски к этой книге, стихи, которые он писал до самых последних дней и которые были с ним всегда…
Петр Иванович любил часто повторять одно из стихотворений Расула Гамзатова:
Мы все умрем,
Людей бессмертных нет.
И это всем известно и не ново,
Но каждый должен свой оставить след:
Тропинку, дерево иль слово.
Свое слово, свой след в искусстве оставил Петр Иванович Малаев, замечательный человек, всеми фибрами души любивший Дагестан, его людей, отдавая им немеркнущий свет своего таланта.
СЕРГЕЮ АГАБАБОВУ
Жизнь — мгновенье, время — вечность.
И уходят, уходят в память
Ложь и правда, измена и верность.
Громких лет отшумят потоки,
Но я верю: не тронуть плесени
Тех, кто в сердце своих потомков,
Умирая, оставил песни.
* * *
Уходили отцы в бойцы
Из детства,
Нам оставили горы отцы
В наследство.
Чтобы кровь в нас бурлила
потоками горными,
Чтобы строки в сердцах
вызревали зернами,
И чтоб не был наш стих
малокровен и пресен,
Указали отцы нам
Истоки песен.
Петр Малаев
Марина Алиева | г. Буйнакск