30 сентября в Москве открылась выставка заслуженного художника Дагестана Магомеда Дибирова «Временное перемирие». А наш диалог состоялся 16 октября, накануне его дня рождения.
Можно не иметь дворцовых палат, но быть королём… внутри.
Так с иронией ответил Магомед Дибиров одной своей собеседнице. Эта полушутливая реплика почему-то накрепко связалась в моей голове с творчеством самого Магомеда. В каждой шутке есть доля шутки. Но роль короля Артура или Ричарда ему подошла бы. Думаю, театральным режиссёрам стоило бы обратить внимание на этого высокого джентльмена с колючей бородой и таким же взглядом. Его внешняя грубоватость обманчива, это такой хасовский налёт. Мой отец вырос в этом колоритном городке, на Моздокской улице… Правда, ни в его военном детстве, ни в моём, наполненном вкусом белого тутовника и черешней, город на реке Ярык-су «Хасом» не называли.
И художник-символист Магомед Дибиров умеет найти точные знаки времени в своём и любом другом Вечном городе. Он – «свободный художник». Статус, который сегодня присваивают себе все кому не лень. Ну, вроде как независимый человек.
С Магомедом Дибировым история другая. Он действительно зарабатывает только тем, что пишет картины. В его трудовой книжке есть несколько отметок о трудовой деятельности, которые благополучно забыты. Не смог он или они… А с ним действительно непросто – зрит в корень. С таким всегда лучше молчать или разговаривать по существу дела.
У меня нет стремления копаться в душе друга, молчание и созерцание даёт больше пищи для ума. Неторопливость в разговоре и жестах проистекает от образа жизни, не подчинённого строгому правилу, но возможно это только так, для отвода глаз. Ведь размеренность породила бы леность ума и тела, а в парне чувствуется какой-то нерв. Всё говорит о внутренней неудовлетворённости человека, готовящемся «взрыве мозга». Его сюжеты всегда ёмкие, лаконичные по цвету и исполнению… на грани. В его поле не попадают случайные объекты. Фактура, фон залиты почти однородной краской и высвечивают главный образ, артефакт. И названия работ не оставляют сомнений – это не сатира, а пульс времени. Всё как перед прыжком, с задержкой дыхания…и вот вдруг перед зрителем: «Суп», «Традиционное молчание ягнят», «Противоречие», «Индульгенция», «Затянувшееся перемирие», «Рамзан Грозный», «В Багдаде всё спокойно», «Молоко», «Арест пропагандиста», «Аскет», «Очередная партия», «Земля обетованная», «Чётки. Покушение». Картины разного времени исполнения, и можно заметить, как постепенно художник уходит от любимого портретного жанра. Многих из тех «сильных мира сего» уже нет в живых, а ведь они почти уверили народ, что у власти навсегда.
Актуальное искусство движется немыслимыми путями. Во многом оно зависимо от запросов общества. Социальный символизм – жанр, в котором работает Магомед, сегодня как никогда актуален в Дагестане. Художник с помощью найденных только им символов создаёт картину современного мира.
Любопытна реакция зрителей на такие работы. Не секрет, что многие ходят по выставкам просто «потусоваться». Никто не против, всё лучше, чем где-то слоняться. Но сколько раз я замечал, как молодые ребята кучкуются у картин Магомеда, с интересом их рассматривая, а потом ждут возможности задать свои вопросы художнику. А для него, знаю точно, это самый сладостный момент. И неважно, один такой любопытный или десять.
Теперь всё, что пишет Дибиров, – «папахи», «мясорубки», «полумесяцы», «чётки» становятся одушевлёнными, реальными персонажами эпохи. Картина «Временное перемирие» стала метафорой после того, как была помещена на обложку книги Саида Ниналалова «Жесть. Хроника нашего времени».
Помню, лет пятнадцать назад нечто подобное произошло с его картиной «Суп». Все только и говорили: «А ты видел «Суп» в Изомузее?» Мнения художников расходились – от неприятия до восторга. Но какие это были годы! Конец 90-х выплеснул такой творческий заряд, что хватило бы на целый век. Но всё хорошее быстро заканчивается. Девочка (племянница Магомеда) давно выросла и кормит супом своих детей.
Совсем недавно Магомед вернулся из столицы, где прошла его персональная выставка, организованная Постпредством Республики Дагестан. Он представил около сорока своих работ разного времени. Замечу, что в 2006-м на бьеннале «Москва — город мира» картина «Противостояние» получила Гран-при.
Это, конечно, не открытая галерея, как хотелось бы любому художнику, но информация о выставке Дибирова привлекла множество людей. И тех, кто много слышал о его картинах, но не видел оригиналов.
Наш разговор с Магомедом происходил в Национальной библиотеке как раз после его возвращения из Москвы. Видно было, что художник доволен. Он не говорил о том, сколько картин ему удалось продать и кому.
К слову сказать, парадокс. Работы, на которых он изображал одиозных личностей, выкупались или людьми из окружения, или самими персонажами. И самый частый вопрос к Магомеду: «Ты рисуешь их ради денег?», «Тебе не угрожали?»
Художник отвечает так: «Когда я слышу, что рисую известных, чтобы потом на них заработать, мне становится весело. Эти лидеры редко были довольны увиденным. Реакция у героев, как правило, была негативная. Но мне эти люди интересны другим. Власть делает их харизматичными, вокруг них меняет сам воздух. Харизма может быть отрицательная и с большим знаком «плюс». Эти люди – символы времени, в котором мы с тобой существуем».
– Как ты думаешь, Магомед, «перемирие» закончилось, что-то меняется у нас к лучшему, к настоящему миру?
– Да, ситуация стала намного лучше, чем два-три года назад, но говорить о мире пока не стоит.
Вот такой он, «свободный художник» Магомед Дибиров. Сказал как отрезал.
Марат