Диалог с авторами «КЭ»
Альманах «Кавказский экспресс» я впервые увидела на ярмарке «Тарки-Тау» в сентябре 2016 года. Тогда не ознакомилась подробно с его содержанием, хотя сама книга (обложка и иллюстрации) показалась мне довольно яркой.
Моя вторая встреча с «КЭ» произошла совсем недавно. Я употребляю слово «встреча» совсем не случайно. В процессе чтения очень часто казалось, что я — не просто читатель, то есть реципиент, который всего лишь воспринимает поток информации, но ещё и участник какого-то диалога на совершенно разные, но волнующие меня темы. Возможно, и название альманаха меня подтолкнуло к этим мыслям: поезд — как метафора пути и творчества, симбиоза голосов.
Если говорить о впечатлениях об альманахе, то «Кавказский экспресс» — уникальное явление в культурной жизни Кавказа. (Мне ещё не приходилось сталкиваться с книгами подобного типа, изданными на Кавказе). Здесь читателю предстоит столкнуться с известными и ещё не знакомыми именами писателей, поэтов, публицистов, фотографов и многих других. Эта книга — сплетение всевозможных жанров поэзии и прозы… Перед вами — кладезь духовного опыта нескольких поколений. У читателя появится возможность проникновения в специфику чужой культуры, поскольку среди писателей и поэтов есть те, кто живет за пределами России.
Могу с уверенностью сказать, что открыла для себя новые имена — это и современники, молодые авторы, и классики дагестанской литературы. Но хотелось бы обратиться именно к современникам.
Говорить о всех будет бессмысленно, потому что в «КЭ» представлен колоссальный творческий материал. Обозначу несколько пунктов, особенно заинтересовавших меня (то, с чем я успела ознакомиться).
Среди прозаиков выделю Марата Лугуева. Меня привлекло не только содержание, а вообще сама форма его произведений. Они ближе к новеллам подачей финала — так называемым пуантом. Причем финал открытый, что не ставит точки над I , а как бы оставляет перспективу дальнейшего развития и поле для размышления. Думала, что только у О, Генри и Мопассана я встречу подобное. Как оказалось, ошибалась.
Одно из произведений, которое также помучило меня, — это рассказ Александра Снегирева «Разделение и чистота». С прозой Снегирева я знакома не первый год, но этот рассказ, с моей точки зрения, один из лучших (благодаря образу главной героини). Жемилат Ибрагимова в рассказе «Цветок колючки» очень точно с помощью деталей обозначила психологический портрет персонажа.
Особого внимания в «КЭ» заслуживает мемуарный жанр. Тем, кому интересно, что было в годах этак 90-х, выпала прекрасная возможность ознакомиться с особенностями того времени. Это рассказ Саида Ниналалова «Кольца, или Как я набирался опыта», «Станция Рассвет» Марата Гаджиева, «Илюша, Мага и тетя Патя» Айдемира Даганова и др.
Не упущу возможности отметить рассказ Руслана Бакидова «Короткий миг». Для любителей темы проникновения в иной мир это произведение будет настоящей находкой. Специфика здесь в том, что повествующий субъект, проще говоря, герой — умер. И перед нами возникает взгляд «оттуда». Центральное место в рассказе Бакидова занимает диалог со смертью. И думаю, что здесь есть над чем задуматься…
Эльмира Битаева и её новелла «Вывести из равновесия» — для каждого из нас. Мы все так или иначе попадаем в ситуацию, когда кажется, что нервы на пределе. А выход очень прост. По крайней мере, для Эльмиры Битаевой. Правда, нужно к нему ещё подойти. Вот здесь и возникают трудности. Для каждого они свои.
Где-то моя мысль начинала теряться, сюжет для меня, для моего восприятия был либо слишком сложным, либо я просто не могла понять, о чем это вообще. Так было в «Марагоджипе», «Берегах» и ещё в некоторых других рассказах и повестях. Я не против сложных сюжетных линий (тот, кто прошёл через Достоевского или эпос Шолохова, не должен этого бояться). Но для такого содержания нужна соответствующая форма.
Например, в повести (обозначим так) Аси Умаровой «Тире» все-таки много нераскрытого (линия мужа героини, линия детей). Экспозиция задана хорошо. Однако далее всё становится отрывочным, фрагментарным. Думаю, из «Тире», если доработать сюжетные линии, если их соединить, получится неплохой роман (или повесть). В общем, здесь интересный материал для работы.
То же самое можно сказать и о некоторых других произведениях из раздела прозы. Скорее всего, это объясняется неопытностью молодых авторов. Прозаики ещё в поисках своей формы.
Что касается поэзии, то здесь такая широкая палитра форм, у многих авторов и время, и эпоха в целом, и чувства — всё выражено с поразительной полнотой. Взять, хотя бы, «Поэму города» Натальи Тарковской. В ней есть всё — человек и его место в необъятном мире…
В «Венке сонетов» Елизавета Дейк следует за Данте, Саади, Шекспиром. Однако это новые сонеты о новой эпохе и человеке. Вообще, данный цикл, на мой взгляд, знаковый для «КЭ». Это такая перспектива и ответ на вопрос, который задавало и задает каждое поколение — «КАКОВ НАШ ПУТЬ?» Отмечу, что мотив пути и дороги очень часто встречается у поэтов и писателей, представленных в альманахе. Например, образ Одиссея в стихотворениях Рената Мухамеджанова и Юлии Зачесовой. Получился своеобразный интересный диалог.
Удивила форма некоторых стихотворений. Хочу выделить таких поэтов, как Светлана Гордеева и Давид Дэф. В их строфах меня поразила цветовая палитра и ее восприятие…
Это лишь первые мои впечатления-наброски об альманахе, которые я в скором времени (после более серьезного анализа) соберу в полноценный отзыв.
Скажу без пафоса, что знакомство с «КЭ» не просто доставило мне удовольствие, но и вдохновило на творчество… Процесс созидания не осуществляется, на мой взгляд, в абсолютной изоляции. Это диалог, проникновение, взаимопроникновение… Это возможность слышать, слушать, говорить и быть услышанным. Это путь от одной станции к другой. Путь, в ходе которого ты ищешь, находишь, теряешь и снова ищешь…
Я хочу выразить благодарность составителям и редакторам «КЭ» за их титанический труд, за то, что смогли не просто собрать, но и объединить всех, кому не безразлична судьба слова, судьба культуры…
Аида Бабаева
| 2 курс магистратуры филфака ДГУ