Магомада Ахмедов, директор республиканского центра охраны памятников истории, культуры и архитектуры:
— Чтобы внести архитектурное строение в список памятников культуры, законом предусмотрена сложная процедура. Государственная историко-культурная экспертиза проводится независимыми экспертами, привлекаемыми Министерством культуры России. Чреда ведомств и даже судов — вот путь, который приходится проходить за право иметь охраняемый статус.
В Махачкале, как мы знаем, осталось не так много домов дореволюционной постройки, и, казалось бы, просто обозначить их историческим центром и внести под охрану государства. Но поверьте, из-за того, что в 90-х годах строительство в республике пошло на самотёк, сегодня без твёрдой руки это невозможно упорядочить. Яркий пример — дом на Оскара, о котором писала и ваша газета.
Ситуация такова, что дом этот исторический объект, а собственниками его являются жильцы и отказываться от этого не собираются. Если они признают историческую ценность своего дома, то не имеют права его приватизировать, ломать и перестраивать. Понимаете, они на это не пойдут. Но вопрос в другом, государственная программа «Ветхое жильё» работает у нас странным образом. Да, дому около ста лет, но, во-первых, он простоит ещё столько же, а во-вторых, он действительно является частью истории не только города, но событий республиканского масштаба. Это к вопросу о государственных интересах и как их толкуют.
Предположим, что экспертиза всё же проведена, и, скажем, мозаика или архитектурный элемент не признаны особо ценными для культуры, но ещё никто не отменял архитектурные нормы, план, согласно которому должны соблюдаться меры в том числе и по сохранению облика зданий, фасадов домов, парковых зон.
Удивительно, когда несколько недель назад проводилась серия совещаний по перспективам развития городов, то нас даже не подумали пригласить. Пришлось навязаться и выступить. Те архитектурные проекты, которые представлялись как перспективные, по моему мнению, не учитывают наши национальные традиции. Это были типично азиатские или средиземноморские стили.
Вопрос о сохранении работ конкретного художника или архитектора ещё более трудоёмкий. Не одной цельной авторской темы в существующем перечне нет. Во многих регионах процесс реконструкции исторических мест оборачивается прибылью для бюджета. Мы работаем в рамках существующего закона и стараемся отстаивать культурное наследие республики.
Полосу подготовил Марат ГАДЖИЕВ