В фондах Дагестанского государственного объединенного музея, в отделе «изобразительное искусство», хранится серия графических работ известного советского, российского художника Мая Петровича Митурича. Шестьдесят один лист, на каждом из которых с предельной точностью воспроизведены петрографические композиции на камнях, расположенных в кладке фасадов домов с. Хуштада и с. Саситли (ныне Цумадинский район Дагестана). Все работы выполнены на плотной бумаге в технике черная тушь, белила, карандаш и датируются 1951 годом. Судя по фиксирующим надписям художника на обороте листа – точный размер камня, описание изображенных знаков, место расположения объекта «камень в стене дома…», эта работа производилась в исследовательских целях.
К сожалению, нам пока не удалось выяснить, в какой именно экспедиции ( археологической или этнографической, московской или по заказу местной научной организации) принимал участие Май Митурич, но мы разыскали дочь известного художника — Веру Маевну Митурич-Хлебникову, которая в своем письме на наш запрос немного приоткрыла завесу столь необычного «дагестанского периода» художника:
«Мой отец Май Митурич ездил в дагестанские экспедиции в качестве художника — тогда не фотографы, а художники фиксировали находки археологов. В его мастерской, которая вместе с работами перешла ко мне, хранятся рисунки того времени, сделанные в Дагестане. Это был 51 и, кажется, 52 год (я родилась в 1954).
Родители моей мамы до войны жили в Москве, в коммунальной квартире. Но когда бабушка с мамой и маминым братом вернулись из эвакуации, а дедушка с фронта, их комната была занята. Мама осталась учиться в Москве, на одном курсе с отцом в Полиграфическом институте, а дедушка с бабушкой поехали в Махачкалу, где жили (тоже со времени войны) их родственники. Поженившись, мои родители их навестили и заодно подработали в экспедиции.
Потом мама, у которой был туберкулез и которой запретили меня рожать, уехала на год в Махачкалу, родила меня там и с помощью бабушки с дедушкой благополучно выходила. С 1955 года мы с ней перебрались в Москву, к отцу, а бабушка с дедушкой вскоре получили большую квартиру в городе Жданове и там жили остаток жизни. Вот история семьи — и причины появления работ в вашем музее.
С уважением, Вера Митурич-Хлебникова».
Петрографика как первый опыт изобразительного искусства в Дагестане распространена была с древнейших времен. Изображения, знакомые по наскальным рисункам, трансформировались, видоизменялись, усложнялись или упрощались, накладывались и «заглушали» друг друга, через тысячелетия перекочевывали на стены средневековых архитектурных строений , включались далее в орнаментику надмогильных стел и узоры ковров предгорного и высокогорного Дагестана. Основной изобразительный ряд — это прямые ассоциации главных забот и тревог человечества – жизни и смерти, материнства и рождения, пропитания и выживания.
Большинство петрографических изображений, дошедших до нас в кладках строений – это странные, не поддающиеся логике современного человека знаки, схемы, конструкции. Их условность и внешняя фрагментарность не оставляет нам надежды на понимание. Они не «читаются», но одновременно «соблазняют» выучить древний язык.
Это напрямую относится и к представленным в экспозиции выставки композициям. Условно их можно поделить на 3 группы. Первая – это 46 листов с изображением камня в стене дома с. Хуштада; вторая — 12 листов с изображением на камнях в стене мечети с. Хуштада, третья – 3 камня в стене дома с. Саситли (расположено рядом с с. Хуштада). Все изображения носят сугубо условный схематичный характер, среди которых мы выделяем серию так называемых криптограмм – обведенных в рамку некоего набора знаков и изображений (в основном все они нанесены на камни больших размеров – пр. 100 х 20 см., установленные в стене мечети с. Хуштада).
Основная же масса камней имеет либо незаконченные композиции, либо одиночные изображения знака, модели, медальона. Среди данных работ нет ни одного повторяющегося камня, и потому можно смело сказать, что мы имеем шестьдесят одну картину мира из Хуштада и Саситли.
Многовариативно исполнены – солярные знаки, круги, кресты, звезда, лабиринты, зигзаги и волны, розетки. Множество зооморфных мотивов – отдельных животных (чаще) и сцен охоты (меньше). Весьма оригинальны антропоморфные мотивы – всадники, человек в движении (ритуальный танец?) и особенно графические абракадабры, как будто бы «играющие» в буквы… мы пытаемся их разгадать и понять, но пока должны их внимательно рассмотреть и запомнить, ведь связь времен никто не отменял.
Джамиля Дагирова