Когда весь советский народ поднялся на защиту Родины от коричневой фашистской чумы, работники искусств Дагестана не остались в стороне. Ушли добровольно на фронт и погибли в боях с гитлеровскими захватчиками первые организаторы театра и наиболее популярные его актеры: Д. Халилбеков, С. Алибеков, М. Магомедов, Г. Гимбатов, Д. Гусейнов, А. Омаров, И. Абдуразаков, М. Испагиев и мн. др.
Оставшаяся в театре небольшая группа актеров переключается на постановку одноактных пьес и концертов. В репертуаре появляется такая популярная в дни войны пьеса, как «Баба» И. Назарова.
В концертные программы были включены народные песни, лучшие стихи аварских писателей и, в первую очередь, новые произведения Гамзата Цадасы. Цикл его стихов, написанный за годы войны, пользовался огромной популярностью и в горных аулах, и среди фронтовиков-дагестанцев.
С песнями и стихами Цадасы и других поэтов, с одноактными водевилями маленькая дружная труппа часто выступает в районах, в госпиталях, воинских частях, принимает активное участие в строительстве оборонительных сооружений.
В военные годы театр ставит еще одну пьесу Г. Цадасы — «Базалай». События пьесы разворачиваются в дни войны в одном из горных аулов Дагестана.
В семье Базалая, 120-летнего старика, строго сохраняют лучшие традиции горцев. В день объявления войны он сам направляет на фронт своего внука Тидурилава защищать честь и независимость Родины от немецких захватчиков.
В этой пьесе даже свой небольшой досуг женщины-колхозницы отдают изготовлению подарков для фронта. Заканчивается пьеса радостной вестью с фронта: снайпер Тидурилав уничтожил много врагов и за боевые заслуги награжден орденом. Героизм земляка вызывает у аульчан новый подъем трудового энтузиазма и патриотических чувств.
Пьеса «Базалай», как первое патриотическое произведение дагестанской драматургии, сыграла большую роль в мобилизации горцев на борьбу с фашистскими захватчиками.
В 1943 г. происходит по существу второе рождение Аварского театра. В этом году по решению ДагОбкома ВКП(б) и Совета Министров ДАССР театр переводится в г. Буйнакск, где получает в свое распоряжение прекрасно оборудованное здание.
Перевод театра из далекого аула Хунзах в один из лучших городов республики с развитой промышленностью, наличием ряда культурных учреждений во многом способствовал расцвету аварского театрального искусства.
Работа в Буйнакске создавала новые возможности для дальнейшего творческого роста и развития театра. Коллектив мог теснее сомкнуться с другими учреждениями искусств, в частности, с русским и кумыкским театрами, систематически приезжающими сюда на гастроли, с национальной интеллигенцией, преподавателями школ, техникумов и т. д.
Художественное руководство театром поручается воспитаннику ГИТИСа — режиссеру А. Артемьеву.
Перед руководством театра вторично встала ответственная задача — пополнить и укомплектовать состав труппы.
В коллектив в разное время вступают актеры: М. Абасов, М. Абдулхаликов, П. Xизроева, Т. Абасов, М. Магомедов, Н. Исакова и др. Новые актеры театра, пришедшие в коллектив из числа наиболее талантливых участников художественной самодеятельности, нуждались в серьезной учебе и овладении профессиональной техникой актерского мастерства. Помимо сценических занятий, актеры изучают историю русской, западно-европейской и своей родной литературы, историю театра, историю народов зарубежных стран.
Руководство театра решило начать с новым составом труппы подготовку одноактных пьес и концертной программы, чтобы изучить индивидуальные особенности и способности каждого из актеров.
Молодежь с увлечением работает над водевилем А. Чехова «Предложение» и одноактной пьесой В. Суходольского «Дурак». С этими водевилями и новой концертной программой театр объезжает все аварские районы Дагестана, выступает в госпиталях и воинских частях. Однако зритель, не раз видевший в репертуаре театра крупные спектакли, ждал новых монументальных постановок. Да и вся труппа стремилась испробовать свои силы в многоактной пьесе.
Была избрана одна из популярных пьес военного времени драма Ф. Кнорре «Встреча в темноте». Премьера ее состоялась в начале 1944 года.
Обладающая несомненными драматургическими качествами, интересной фабулой, выразительными сценическими образами, пронизанная патриотическим содержанием, пьеса имела большой успех. В Буйнакске она шла при переполненном зале.
Не меньший отклик нашла она и в аулах — театр получал из районов десятки писем с просьбой показать «Встречу в темноте» в самых отдаленных аварских селах.
В 1945 году театр показал этот же спектакль и на Всероссийском смотре национальных театров Дагестана, организованном Комитетом по делам искусств при Совете Министров РСФСР и Всероссийским театральным обществом. Год упорной учебы и кропотливой работы дал хорошие результаты.
За непродолжительный период времени в театре выросли способные артисты: 3. Набиева, Г. Асадулаев. Г. Гамзатов, О. Османов, М. Абасов, П. Хизроева и др.
На итоговой конференции по смотру Аварский театр получил положительную оценку. Печать и зрители с радостью отметили второе рождение профессионального театра аварского народа.
Вернувшись со смотра в Буйнакск, театр приступает к репетициям пьесы «Хочбар».
Поэтические песни о Хочбаре являются венцом аварского устного народного творчества. Великий русский писатель Л. Н. Толстой, глубоко интересовавшийся фольклором горцев, называл песни о Хочбаре «удивительными». В этих песнях с большой впечатляющей силой выведен образ революционного героя бедноты гор, олицетворена ненависть к угнетателям, любовь к своему народу.
К сожалению, пьеса о прославленном народном герое не нашла достойного воплощения на сцене театра. Написанная как либретто к одноименной опере Г. А. Гасанова, лишенная необходимой драматургическому произведению композиционной стройности, пьеса не позволила режиссуре и коллективу создать полноценное сценическое произведение.
Неудача постановки не помешала, однако, проявиться в спектакле талантам отдельных исполнителей. Насыщенные горячим темпераментом содержательные образы создали артисты: А. Магаев (Хочбар), 3. Набиева (мать Зейнаб), М. Абасов (хан Нуцал).
Более ценной для коллектива была его работа над следующей премьерой — пьесой азербайджанского драматурга С. Ахундова «Любовь и месть».
Писатели М. Хуршилов и А. Батыров дали высокую оценку этой постановке в своей статье «На путях творческого подъема», опубликованной 19 июня 1946 года в «Дагестанской правде»: «Мягко и тепло ведёт свою роль артистка 3. Набиева. По ее встревоженному лицу, беспокойным и живым глазам зритель видит, чувствует искреннюю тревогу матери.
Удался образ старика Пирибаба молодому артисту М. Абдулхаликову. Актёру всего 18 лет, и он впервые выступает в такой сложной роли.
Пламенно и темпераментно ведут свои роли А. Дибиров (Алимардан), М. Абасов (Чингиз) и Г. Асадудаев (Шамси).
В целом спектакль весьма интересен и свидетельствует о серьёзной творческой работе Аварского театра».
В этом же году театр ставит пьесу Соловьева и Вонткевича «Возмутитель спокойствия». В новой постановке рассказывалось о веселых похождениях и приключениях любимого горцами народного героя муллы Насреддина. Режиссеру и коллективу удалось создать волнующий и подлинно комедийный спектакль. Возрастающее мастерство показали молодые актеры: М. Абасов (Насреддин), Г. Асадулаев (Амирхан), А. Магомедов (Нияз), П. Хизроева (дочь Ниязя).
Война оставила глубокий трагический и творческий след в жизни Аварского театра. Но тот факт, что практически вся труппа театра добровольно ушла на фронт – факт очень значимый не только для театральной жизни Дагестана в период Великой Отечественной Войны, но и для республики в целом.
С. Говоров