Так пелось в одной советской песне про столицу Узбекистана Ташкент, но вот и наша столица присвоила этот титул. VI Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы» стал событием номер один в эти первые июньские дни… в Мире!
Из-за мер безопасности не было традиционного мирового шествия участников фестиваля по проспекту Р. Гамзатова и открытых площадок для выступлений перед жителями Махачкалы, но краски и эмоции выплёскивались несколько дней из стен Русского драмтеатра.
В этом пёстром зрелище всё перемешалось. За кулисами и в зале можно было легко запутаться в одеждах и лицах. Разнообразие и схожесть — в этом, наверное, прелесть нашего мира, и всё это можно было лицезреть вокруг себя. Зал перемешался, и в первую очередь думаешь, на каком языке обратиться к турку, словаку, французу, казаху, алтайцу, калмыку или латышу. Мы и в своих национальных костюмах не всегда ориентируемся, а тут столько всего. Все флаги в гости к нам. Творческие коллективы из Азербайджана, Казахстана, Турции, Латвии, Словакии, Франции, регионов России: Кабардино-Балкарии, Чечни, Алтая, Калмыкии, Марий Эл, Астраханской, Ростовской, Пензенской областей и фольклорные ансамбли Дагестана.
А переживают-то друг за друга как. На сцене гремят турецкие барабаны, а за кулисами танцуют пензенские девчата; разлетаясь в стороны, несутся по помосту латышские парочки, и это подхватывается ожидающими выхода калмыцкими танцорами.
В этом году фестивальной площадкой стала и древняя крепость Нарын-Кала в Дербенте. Здесь прошел фестиваль «Дербент – перекресток цивилизаций» и фестиваль-выставка традиционной культуры “Голос вечности”.
Конференция на тему «Культура как важнейшее средство сохранения мира» состоялась в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова в рамках VI Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы».
В повестке дня мероприятия значились вопросы: «Народное творчество Дагестана как важное составляющее общекультурного развития республики», «Сохранение культурно-исторического наследия и народного искусства на современном этапе», «Этнокультурные традиции Дагестана как инструмент сохранения межнациональных добрососедских отношений».
9 июня прошёл праздник «Поэзия народного костюма». Зрителям были представлены как аутентичные народные костюмы, так и восстановленные или в сценическом варианте. В программу фестиваля, помимо показа национальных костюмов, были включены выступления фольклорных коллективов, которые исполнили народные песни и танцы, продемонстрировали старинные обряды.
Но в этот день костюмами и фольклором не закончилось. Добавила жару негритянская джазовая певица Паулетта с обычной шотландской фамилией Мак Вильямс (США). Через часа два после «Горцев» на этой же сцене прошёл очерёдной концерт другого нашего известного фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи». Это был большой подарок любителям джаза.
Паулетта, как истинная звезда, очень проста и доброжелательна. Концерт можно было назвать «чёрный кофе и зефир». Те, кто был в зале, понимают, о чём речь. Контраст цвета кожи гостьи и её переводчицы Диляры Надыровой (лезгинская певица, солистка Даггосфилармонии) бросался в глаза и объективы фотокамер. Она звала её из-за кулис словами популярной песни Фрэнка Синатра «Дилалайла» — переделывая на свой американский манер «Лайла-ла, Дилай-ра!» Но главное не это, американская певица была великолепна.
Ну а мировой тур «Горцев» завершился блестящим гала-концертом 10 июня в том же Русском драматическом театре.
Будем ждать следующего фестиваля.
Марат Гаджиев