В четвертый раз Махачкалу посетила выдающаяся исполнительница джаза из Ростова Лиза Кабоева. В этом году певица приехала вместе с замечательным гитаристом Владиславом Окуневым. Они выступили на сцене Русского театра в сопровождении Эстрадно–симфонического оркестра республики под управлением народного артиста Дагестана Магомеда Абакарова.
Порядком разочарованная последними концертами американских джаз-див, наша публика пока с осторожностью ходит на именитых звезд. Но Ростов не Нью-Йорк, да и Кабоеву у нас уже знают, так что зал на концерте заполнился почти весь. Добавим для тех, кто никогда не слышал ее безукоризненное пение на английском и чарующей вокальной импровизации, — закрыв глаза, вы бы решили, что на сцене иностранная вокалистка, а не певица с юга России. Вы бы влюбились в один только голос.
Казалось, что правую половину зала захватили поклонники Лизы Кабоевой, так восторженно они аплодировали ей. А задние ряды активно поддерживали выступления солиста оркестра Гаруна Юсупова, как всегда зажигательно исполнявшего соло на саксофоне. Исполнительница легко находила контакт с залом и, в одной из песен попросив подыгрывать ей, буквально за минуту обучила публику сложному ритму.
Прозвучали классические джазовые вещи Джорджа Гершвина, Эрла Гарднера, Леонарда Бернстайна. Аранжировку одной песен — «I didn’t know about you» Дюка Элингтона — сделал отец певицы, дирижер и композитор Николай Кабоев. Зрители услышали ее в переложении Магомеда Абакарова для оркестра со струнными. По-настоящему энергетика приехавших музыкантов раскрылась, когда они начали играть дуэтом без оркестра. Именно в этой части вечера проявилась их любовь к латиноамериканской музыке. Они исполнили «Самбу одной ноты» Антонио Жобима и несколько вещей с их недавнего альбома «Just the two of us». Одноименная песня с этого диска звучит настолько попсово, что на 100% уложилась бы в формат любого лаунж-радио.
Дуэт был в данном случае не совсем обычным. Музыканты использовали во время концерта loop-станцию, которая закольцовывала сыгранный фрагмент и позволяла использовать его в качестве живого аккомпанемента, а также вокальный процессор для создания бэк-вокала в режиме реального времени. Управление аппаратурой музыканты осуществляли при помощи ног. Такие «примочки» на фоне Эстрадно-симфонического оркестра кому-то могли бы показаться несолидными. Если вспомнить, сэмплеры, драм-машины и всевозможные синтезаторы используются на концертах уже как минимум лет тридцать, но в Махачкале сегодня такая техника смотрится и звучит очень свежо и даже ново. Единственный вопрос: почему наши музыканты ее до сих пор не освоили? На мой взгляд, «бездушная» электроника в руках талантливого артиста играет живее иных музыкантов. Она не только не сковывает джазмена, а, наоборот, расширяет его возможности для импровизации.
В Ростове Лиза Кабоева и Владислав Окунев, помимо работы в Муниципальном биг-бэнде им. Кима Назаретова, играют в группе «Los Flamingos», исполняющей латиноамериканскую музыку и фламенко. И это очень своевременно: невозможно воспитывать новое поколение слушателей только классическими джазовыми стандартами, нужно отдавать дань современному музыкальному потоку и его ритмам.
Лиза Кабоева также преподает джазовый вокал и на следующий после концерта день провела мастер-класс в Детской музыкальной школе №5. Певица посоветовала ученикам-вокалистам играть на духовых инструментах, развивая тем самым дыхание. «Когда я училась в музыкальной школе, я играла на альте 2 года, — рассказала она. — Это приучило меня к правильной работе диафрагмы и дало понимание того, как нужно соединять воздух со звуком».
Ждем новых открытий из российской столицы джаза, а Лизу и Владислава в следующий раз уже с группой «Los Flamingos» и, конечно, новой музыкой.
Дамир Саидгазин