Безусловно, оценивая вклад Райганат Буттаевой в искусство, становится понятным, что она звезда, актриса первой величины.
21 ноября в Дагестанском филиале Российского Фонда Культуры собралась театральная общественность Дагестана отметить её 80-летие.
Актёры вспоминали свои первые роли в театре и неизменно говорили о той поддержке на сцене и за кулисами, которую оказывала тётя Рая. И вот благодаря технике театр ожил. Отрывки из легендарных спектаклей заставили людей вернуться в те самые секунды, когда сценическая игра свершалась. Актёры улыбались и плакали, как будто смотрели впервые. А может, это действительно так – ведь они всегда играют с той стороны.
Вечер вела искусствовед, театральный критик Гулизар Султанова. Каждый раз она заставляет восторгаться глубиной понимания механизмов сценической профессии. Её характеристики сыгранных ролей очень важны режиссёрам дагестанских театров. В этот день она ушла в воспоминания о маленьких и больших ролях Райганат Буттаевой. И то, что вы прочитаете, услышано от неё.
***
Тётя Рая, как называют её актёры, в детстве очень любила, когда в село приезжал на гастроли театр. Для нее наступали подлинные часы наслаждения и радости. Она посещала все спектакли и концерты театра, а после их отъезда еще долго находилась под впечатлением от увиденного и мечтала о сцене и театре.
Она сама выступала в художественной самодеятельности района. На одном из концертов в районном центре директор Лакского театра Минкаил Алиев, услышав исполнение молоденькой участницы, предложил ей поступить в труппу театра.
В начале 50-х годов она приглашена в театр, где прошла вся её творческая жизнь. Райганат полюбила театр, его воздух, атмосферу, и коллектив радушно принял дружелюбную и общительную девушку в свою актёрскую семью. Молодая, симпатичная и голосистая Рая с приятным тембром голоса стала с первых же шагов активной участницей концертов и спектаклей Лакского театра.
На первых порах Райганат играла роли мальчиков или девочек-подростков, как Юзгюль в спектакле «Семья Алана» А. Мухтарова или 14-летнего мальчика Гундюза в драме Д. Джабарлы «Севиль». В одной из статей «Дагестанской правды» того времени автор писал: «Меджидова создала подлинный образ подростка без наигрыша, естественно и убедительно проявляя то детскую наивность и непосредственность, то непоседливость и озорство».
Зрители полюбили яркий образ мальчугана, который удивительно правдоподобен был в исполнении молодой артистки.
Постепенно режиссеры стали давать ей более существенные роли как в классических, так и современных пьесах. Пьесы Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира, А. Островского, Н. Гоголя, М. Чаринова, М. Алиева, Г. Рустамова, Г. Шагжина, К. Хетагурова, У. Гаджибекова специалисты считают золотой страницей в истории театра.
Она росла профессионально, жадно ловила каждое слово, замечание, рассуждения режиссеров и старалась учесть применительно к своей игре. Театр стал её домом. Райганат не стеснялась спрашивать у коллег, не обижалась на те или иные пожелания, советы, и поэтому ее сценические образы от спектакля к спектаклю приобретали стройность, глубину и многокрасочность.
Вскоре в театре она нашла и свое счастье, свою судьбу. Замечательный артист, игравший долгие годы героев-любовников, народный артист Дагестана Гасан Джамалутдинович Буттаев сделал ей предложение. У них сложилась прекрасная семья. Райганат родила ему троих сыновей – Камиля, Джамалудина, Магомеда, и дочечку-красавицу, любимицу отца Зулейхат.
Дети Райганат и Гасана росли в трудолюбивой среде, в атмосфере юмора, шуток, душевного тепла, вместе с родителями разделяли все тяготы актёрской жизни – ездили на гастроли, бегали за кулисами сцены, спали в автобусах. Все они выросли достойными людьми, получили профессии, обзавелись семьями и стали своей маме настоящей опорой.
Райганат известна старшему поколению зрителей театра как прекрасная и бесстрашная Амалия в спектакле «Разбойники», в образе нежной Луизы в спектакле «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер), доярки-передовицы Жарият – «В родном ауле», и Бахтунши в «Парту Патима» (М. Алиева). А какая колоритная в её исполнении представала Фекла Ивановна в «Женитьбе» (Н. Гоголь) или Бубу в спектакле «Черт в сундуке» (А. Шагжина).
С возрастом Буттаева безболезненно перешла на возрастные роли, такие как Бабуца – «Квартет для души» (Г. Хугаева), Патимат в спектакле «Извините» (Ф. Алиевой и М. Абдулхаликова), Хансият – «Материнская слава» (Р. Хубецовой) или хитрая и коварная Маймаки – «Обманутая любовь» (Б. Рамазанова).
Ее героини всегда активны, действенны, жизненно достоверны. Высокомерные и простые, хитроумные и чистосердечные, наивные и остроумные, они несут в себе богатую гамму оттенков и красок разных характеров, органически сочетая типичные, обобщенные и сугубо личностные черты.
Радость вызвала реплика режиссёра театра Аслана Магомедова, который признался, что очень надеется поставить спектакль, где «тётя Рая» сыграет новую роль.
Актрисы театра исполнили песню в честь именинницы, а с экрана звучал самобытный голос неповторимой Райганат Буттаевой.
Наша справка:
Райганат Абдусаламовна Буттаева. Заслуженная артистка Дагестана, народная артистка Республики Дагестан.
Награждена Почётными грамотами Президиума Верховного Совета и Правительства республики, благодарственными письмамит от имени трудовых коллективов и учреждений.
В 2001 году стала лауреатом Государственной премии РД.