Безумие охватило мир. Разрушение памятников прошлого вошло в первые строчки новостных лент наравне с военными операциями, курсом валют и падениями лайнеров. Безопасный мир лопнул. Хочется сбежать в таёжную глухомань и не слышать новости.
НЕ ЗНАТЬ, не сопереживать, не чувствовать утраты, не думать, кто прав – кто виноват.
Если бы археологи не докопались, историки не описали, мы не прочитали и не испытали трепет и восхищение, а безумцы-фанатики никогда не взялись за бомбы и бульдозеры. Если бы! Такие всегда найдут, как разрушить твой мир, лишить спокойствия, подорвать веру.
Исламский проповедник из Кувейта Ибрагим аль-Кендари выступил с предложением уничтожить египетские пирамиды и фигуру Сфинкса. По его словам, факт, что ранние мусульмане, придя в Египет, не разрушили памятники времен фараонов, еще не значит, что этого не нужно делать сейчас.
Если обозреть горизонт и представить, что никого до нас на Земле не было. Понимаете, не существовало Сфинкса, пирамид Египта, городов Ассирии, Трои, многого другого загадочного и непознанного. А также: не написаны папирусы, берестяные грамоты, руны, священные книги, солярные знаки, наскальная живопись.
Не было или не открыто? Человек, открывая, делал шаг к познанию, поднимался на ступеньку выше, становился умнее… и казалось, вот-вот землян ждёт прорыв.
Представьте, на холме стоят первобытный и современный человек и глядят на звёзды. Один завороженно представляет в чёрном пологе грозных богов, другой высматривает огни космического корабля, летящего к краю Вселенной. Но мечты человечества с эпохой Гагарина канули в Лету, а страх первобытного человека всё больше и больше поглощает землян.
Нимруд был основан ассирийским царём Салманасаром в XIII веке до н. э. Город неоднократно подвергался нападениям и разрушался. На месте руин до начала 2000-х годов постоянно велись раскопки, но после вторжения в Ирак войск коалиции во главе с США в 2003 году сложная обстановка в регионе не позволяет продолжать работы. Одна из самых известных археологических находок, сделанных в Нимруде, – так называемое Сокровище Нимруда, которое представляет собой 613 ювелирных украшений из золота и драгоценных камней, хранящихся сейчас в Багдаде. Известен древний город и гигантскими каменными статуями, изображающими мифологических животных: крылатых быков или львов с бородатыми человеческими головами. Некоторые из этих статуй являются частью экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Британского музея в Лондоне. Многие участки Нимруда ещё полностью не изучены археологами, и множество огромных статуй пока остаются в земле. Недавно правительство Ирака направило в ЮНЕСКО заявку на внесение Нимруда в список объектов мирового наследия.
Случилось!!!
«Эти экстремисты пытаются разрушить всё культурное наследие региона в стремлении полностью очистить страницы истории и переписать её согласно своим зверским представлениям», — отметил в интервью газете The New York Times Джордж Пападжаннис, в 2009 — 2011 годах работавший в ЮНЕСКО и занимавшийся вопросами сохранения культурного наследия Ирака.
На днях боевики террористической организации «Исламское государство в Ираке и Леванте» (ИГИЛ) бульдозерами сровняли с землей руины древней ассирийской столицы.
Ворота в Рай узки, и сквозь них не проедешь на танке, как ни молись.
Мелочи жизни
Пройти сквозь ворота города Нимруда с каменными стражами шеду теперь не удастся никому.
Глаза синкретических существ потухли, и корабли уже не качаются на волнах Евфрата в ожидании воинов. Разрушение цивилизации прошлого скрывает от нас дорогу в будущее. Памятники переживают человека, они своеобразные мосты, соединяющие времена. Если человек страшится идолов прошлого, значит, он не уверен в своей вере, и единственное, на что его хватает, – разрушить мир, существовавший до него. В котором люди, безусловно, любили, верили и ненавидели. В нём строили не только пирамиды и дворцы, но школы, стадионы и библиотеки, проводили оросительные каналы, возделывали сады. А архитектура современных храмов зарождалась в проектах древних строителей языческих храмов. Пусть попробуют эти фанатики построить нечто подобное – духу и знаний не хватит. Дороги истории наполнены бесчисленными взлётами и падениями. Помню, как часто в детстве во сне я падал, мама тогда повторяла «растёшь, дорогой».
А может, мир рушится только во мне? Может, у вас всё по-другому. Очень хочется научиться не принимать такие «мелочи» близко к сердцу. Ну так если бы просто поломали скамейку в парке, разбили фонарь или отломали гипсовую руку у «девушки с веслом».
Многие и сегодня вспоминают несуществующую бронзовую девочку у несуществующего магазина «Цветы». Скульптуру покойного Анатолия Ягудаева вандалы спилили, а магазин цветов превратился в дорогую кофейню.
Но ведь была «девочка»! И эта маленькая скульптура неслучайно стала символом прошлого зелёного портового города. Предлагаю поместить её на герб Махачкалы.
Странное дело, но именно такие «мелочи» помогают человеку сохранить внутреннюю свободу и любовь к жизни, противостоять разрушителю в самом себе, хищному оскалу первобытного страха.
Хочется проводить параллели с другими городами и представлять нечто похожее на наших улицах.
Полёт Бабочки
Вот что пишет поэт Миясат Муслимова о Тбилиси: «Отправить бы всех, ответственных за облик нашего города, в Тбилиси, чтобы они посмотрели, как создается неповторимая атмосфера города через скульптурные композиции, нестандартные, выполненные с легкостью небрежного изящества, рождающие улыбку и тепло воспоминаний: детства, примет любимого искусства, очарования сказки и поэзии обыденности.
Уродливо помпезные памятники в нашем городе – отражение тяжести духа, его примитивности или отсутствия. По облику города всегда видно, когда им правят люди без вкуса и творческого ума, далекие от прекрасного. В Тбилиси на каждом шагу вас встречает атмосфера артистизма, искусства — как воздуха, как естественной среды человека, для которого жизнь духа материальна, а жизнь материального всегда одушевлена. Академический стиль (а у нас он реализуется в самом топорном варианте) здесь не в почете, здесь правит бал креатив, легкий – как дыхание, внезапный, как бабочка на плече, и, в то же время, такой же органичный, как ветер в ветвях платана или отражение огней на мокром асфальте города».
Памятники и скульптуры притягивают внимание разнополярных людей. И достаётся памятникам от влюблённых и туристов, от революционеров и террористов.
В Риме перед судом предстанут две туристки из США по обвинению в том, что вырезали свои имена на камнях Колизея. Несмотря на то, что американки извинились, правоохранительные органы считают это серьезным проступком.
Ранее турист из России, который в ноябре 2014 года вырезал свои инициалы в Колизее, был приговорен к четырем месяцам лишения свободы условно и штрафу в размере 20 тысяч евро. Еще один турист, гражданин Канады, пытался тайно унести в рюкзаке кусок камня от Колизея.
Художник в городе
За любым памятником незримо стоит творец, художник, и правда жизни в том, что не везде его имя высечено на постаменте или сохраняется в народной памяти. Можно вспомнить, что в Барселоне творил Антони Пласид Гильем Гауди-и-Курнет, в Париже – Франсуа Огюст Рене Роден и Аристид Майоль, в Дрездене – Георг Врба и Йозеф Раух, в Вене – Антон Доминик Фернкорн, в Праге сейчас творит Давид Черны, в спасённом от разрушения советскими солдатами Кракове работал Вита Ствоша, во Флоренции – Бенвенуто Челлини, в упомянутом выше Вечном городе – Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Благодарность и любовь жителей, за редким исключением, не достигают самого художника. Но после смерти они должны услышать аплодисменты!
Вот и я говорю:
– Браво, Анатолий Михайлович Ягудаев!
Марат Гаджиев