«Гладиатор», «Александр», «300 спартанцев» – историческое кино. По таким вот блокбастерам новые поколения судят о мировой истории.
И вот что мы имеем: римский воин предстает перед зрителями на арене гладиаторов в джинсах, а в одной из колесниц – газовая канистра. Капитан «Титаника» заваривает чай в пакетиках, которые в 1912 году еще не были изобретены. А одну из кают украшает картина "Водяные лилии" Клода Моне, написанная через 8 лет после гибели судна.
Такие оплошности художник из Ирландии Патрик Хок замечает почти в каждом историческом фильме. Молодой автор из Ирландии получил степень бакалавра по специальности «Изобразительное искусство» в Национальном колледже искусства и дизайна в Дублине в 2011 году и степень магистра по специальности «Художественная фотография» в Королевском колледже искусств в Лондоне в 2013 г. Археология кино – самое главное, что интересует сейчас художника.
Может, творчество Патрика и его последний проект – это протест? Против искажения исторической реальности?
Отвечает коллега Патрика, которая хорошо знает автора, художник Таус Махачева:
— Это не протест. Это, скорее, вопрос, который он задает зрителю и себе. Звучит он примерно так: «Что есть настоящая история? Кем она пишется сегодня?»
— Патрик, так вы действительно думаете, что вымышленная история может обрести свою историческую действительность?
— Мои работы о том, как исторические знания конструируются в настоящем. Сейчас больше, чем когда бы то ни было, мы получаем исторические знания из кинематографа. Учитывая то, что кино участвует в нашей жизни повсеместно, мне интересно посмотреть, как оно меняет наше отношение к истории. Мне интересно, какую они, эти кинореликвии, продолжают жизнь, когда кино уже снято. Что с ними происходит дальше.
— Вас интересуют только декорации? В чем причина такого интереса к кинематографу?
— На данный момент больше всего меня интересует кино. Темой моей первой большой работы были заброшенные голливудские декорации в Марокко; сейчас они превратились в современные исторические руины, которые после фильма стали псевдоархеологическими памятниками. Когда в прошлом году работал на «Мосфильме», я сделал небольшую работу с двойниками Ленина, потому что для меня они были своего рода живой бутафорией, мне было интересно, как они меняют наше представление о прошлом через самих себя.
— Чем вас заинтересовала фигура Ленина?
— Меня интересовало, как и почему двойники в Москве получились такими уникальными в своей «профессии». Ни в одной другой стране я не встречал в туристическом бизнесе физического воплощения таких противоречивых исторических фигур.
— Три вещи, которые вы знали о Дагестане? И что нового узнали сейчас?
— Я работаю с темой истории, мне очень интересно показывать свои работы в историческом музее. Я благодарен музею ИЗО за предоставленную площадку. Организовать выставку рядом с фантастической живописью Рубо, прекрасными декоративно-прикладными объектами – это здорово. И действительно очень богатый и интересный контекст для того, что делаю я как художник.
Проведение выставки стало возможным благодаря поддержке программы «Культурная Ирландия», Совета по искусствам Ирландии, Министерства Культуры РД, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.
Мадина Рамазанова