Защита дипломной работы. Работа сутками в последние дни, желание успеть, закончить вовремя и сделать все хорошо, волнение перед самой защитой, беспокойство, вдруг в работе что-то упустил, тревога, а если кто-то выступит с критикой твоей работы. Защита дипломной работы – это и волнение, и вспышки адреналина, и радость после ее окончания.
Те, кто пришел в последние числа июня в Дагестанское художественное училище имени М. А. Джемала, попали на настоящий праздник – праздник красоты и гармонии с буйством красок, разнообразием форм и образов. Из 72 студентов, прошедших долгие годы обучения под руководством опытных преподавателей – художников, мастеров своего дела, 57 выпускников защитились на «отлично». На защиту представили свои работы 7 групп – «художественная роспись ткани» (руководитель Т. Б. Боголюбова), «художественная обработка дерева» (У. М. Мадеев), «художественная обработка металла» (А. Б. Джетере, Х. А. Парамазова, А. И. Ибрагимов), «живопись» (М. Г. Камбулатов, Н. К. Савельева), «дизайн среды» (И. А. Бултанова, В. А. Мелешко) и «дизайн одежды» (А. Б. Джетере).
Мы привыкли сетовать на то, что нынешняя молодежь не учится, не знает основ математики и прочих наук, но это в обычных школах и вузах. Здесь не знать и не уметь нельзя. Если ты не умеешь изменять окружающий мир, не умеешь показывать его так, как видишь его только ты, то не сможешь учиться и, тем более, закончить художественное училище, не станешь художником, дизайнером, ювелиром, мастером. Максимум, на что ты способен, – создавать невнятные инсталляции и перформансы, для восприятия которых необходимо, чтобы ты был рядом и рассказывал о них недоумевающим немногочисленным зрителям. Таких «художников» в мире немало, и они имеют успех среди «продвинутых» неизвестно куда и как ценителей.
Но речь не о них, а о выпускниках Дагестанского художественного училища имени М. А. Джемала, несущих красоту людям. Я преклоняюсь перед теми, кто умеет на листе картона создавать образы, из куска ткани делать модели, из слитка металла творить высокохудожественные ювелирные изделия. Меня завораживают движения кисти или резца мастера, склонившегося над своим произведением. А сами мастера – молодые люди, только входящие во взрослую жизнь. Кого-то из них ждет карьера художника, ювелира, модельера, для кого-то искусство останется увлечением, но они все – творцы, молодые, юные, светлые люди, которые несут тепло и радость своим зрителям!
Сегодня мы начнем рассказывать о работах выпускников училища — с нескольких учеников Натальи Савельевой, известного дагестанского художника, члена Союза художников России. Очередная выставка ее картин «Прикосновения» была представлена в Первой галерее Каспийска в начале 2015 года и привлекла немало ценителей прекрасного.
Август. Хлеба
Бескрайнее поле пшеницы. Степь кругом, от горизонта до горизонта. Бесконечное поле поделено на крупные участки дорогами или тропками. Чистое синее летнее небо и воздушные хлопья облаков. На картине Кристины Бородиной «Август. Хлеба» четверо крестьян или, может быть, две крестьянские пары, собирают урожай. Дочерна загорелый косарь с наголо бритой головой правит при помощи бруска свою косу, подняв ее высоко над головой. Две женщины с покрытыми белым от жаркого августовского солнца головами и граблями в руках о чем-то говорят с рыжеволосым парнем в синей рубашке, который держит в руках связанный сноп пшеницы. На переднем плане большой глиняный горшок, прикрытый привязанной под горлышко белой тряпочкой. На кувшине, думаю, с молоком лежит кусок хлеба. И за кувшином находится пока еще небольшая скирда сена, куда собирается положить свой сноп парень в синей рубашке, который никак не может закончить разговор с двумя женщинами с граблями.
Вся плоская площадка под этой группой из четырех человек усыпана соломой. Оба мужчины стоят в тяжелых кирзовых сапогах, а женщины — в легких сандалиях. Кажется, вот-вот рыжий парень закончит разговор с женщинами, положит свой сноп к скирде и серпом, скрытым от нас одной из его собеседниц, начнет отрезать у самого корня стебли пшеницы для следующего снопа, а косарь размахнется своей косой и пойдет шаг за шагом в глубь пшеничной чащи, только будет раздаваться «вжик-вжик» его косы.
Картина Кристины Бородиной «Август. Хлеба» не привязана к какой-то эпохе. Она не привязана к XIX, XX или XXI веку. Она привязана только к сезону сбора урожая, который в этом году уродился на редкость хорошо – к августу. Ее реалистичность, вырисованность образов, ощущение жаркого лета — все сделано хорошо и профессионально.
Утро в порту
Небольшой уголок Махачкалинского морского торгового порта легко узнается на картине Насибат Улубиевой «Утро в порту». Работа исполнена в лучших традициях русской реалистической живописи, в ней хорошо организована цветовая гамма, любовно вырисованы корабли, лодки и фигурки двух матросов, которые ранним зябким утром пришли на пирс половить рыбку.
От картины Насибат Улубиевой веет утренним светом, чувствуется любовь, с которой автор вырисовывал ее детали, отражения в воде лодки и двух прильнувших друг к другу кораблей. Скоро взойдет солнце и заработают портовые краны, стилизованно изображенные вдали, на горизонте, и оживет город у моря, наша Махачкала. Изображение лодки, расцветка пирса, на котором находятся наши моряки, несет, на мой взгляд, очень уместные в современном порту элементы конструктивизма.
Искусствовед Влада Бессараб оценила дипломную работу Насибат Улубиевой на «отлично» и отметила, что «хорошо проявляется предметность и объемность портовых сооружений на переднем плане и силуэты кранов — на заднем. Плоскостность, размытость отражений кораблей и нарочитая графичность ажурных конструкций кранов, застывших на фоне неба, работают на передачу внутреннего движения на полотне в целом».
Изобилие
Горное село, панорама зеленых гор, обрамленных черно-серыми суровыми скалами вдалеке, прозрачный горный воздух, который можно пить. На картине Елизаветы Кузнецовой «Изобилие» три женщины в традиционной, характерной для многих дагестанских народов одежде находятся под абрикосовым деревом и заняты подготовкой абрикосов к сушке.
На крыше почти каждой сакли по соседству уже разложены абрикосы, поделенные пополам и освобожденные от косточек, для сушки. Три женщины расположились вокруг горки абрикосов и заняты их очисткой и подготовкой к сушке. В середине старая женщина, опираясь на посох, улыбается каким-то своим мыслям, слева женщина помоложе задумалась о чем-то. За ее подол держится, прижавшись к ней, маленький сын. Женщина слева одна занята работой, но и она, разделяя абрикос на две половинки, смотрит вдаль, размышляя о чем-то своем.
Разные цвета платков героинь картины, яркие оранжевые мазки сушащихся на больших листах абрикосов, керосиновая лампа, висящая над головой, стилизованная панорама аула, горы вдали — все вызывает теплые, добрые чувства. Верный выбор цветовой гаммы, четко выверенное пространственное решение, множество профессионально выполненных деталей доказывает нам, что как художник Елизавета Кузнецова состоялась.
Связь времен
Картина Зумруд Шахаевой «Связь времен» вызвала у меня, односельчанина Зумруд, до боли острое желание приехать в родной Кубачи, спуститься по узкой улочке в дом в старом ауле, подняться в каминную комнату и увидеть у очага бабушку, которая сидит за вязанием, дожидаясь из города своих любимых внуков. Она увидит нас, обнимет и примется хлопотать и готовить угощение для нас, уставших с дороги.
Нет давно нашей бабушки, остался ее дом, за окном которого почти тот самый вид, который представлен на картине Зумруд Шахаевой, видимо, дом ее бабушки находится недалеко от нашего. Уже мало кто живет в теплом старом ауле на южном теплом склоне горы. В старом ауле балконом для одного дома была крыша другого, а сами дома спускались огромной пирамидой от вершины горы к ее основанию. Давно уже большинство кубачинцев переселилось на более удобные места, куда можно подъехать на машине, где можно построить новые дома с современными удобствами.
На картине изображена традиционная кубачинская кунацкая – «комната тарелок», если перевести ее название буквально с кубачинского. Очень хорошо передан глубокий синий цвет, любимый старожилами древнего аула, прекрасно выписаны медные и фарфоровые тарелки, некоторые из которых изготовлены более чем 500 лет назад. Кубачинский камин с каменной плитой, вырезанной сутбукским мастером, казан в очаге и женщина в традиционном кубачинском платке – къазе, сидящая у очага на старом ковре-сумахе за вязанием.
По мнению Влады Бессараб, «в отличие от места, время действия на картине не определено. Это в равной степени могут быть и наши дни, а может быть, век XIX. Таким образом, тема из реалистического плана переходит в метафорический. Временной континуум расширяется практически до бесконечности».
Картина «Связь времен» поражает обилием тщательно выписанных деталей. Чувствуется спокойствие первозданных гор, размеренность жизни дальнего аула, которой так не хватает нам в современном шумном и беспокойном городе. Мягкость тонов и полутонов, неяркий свет, льющийся в небольшое окно, спокойная поза женщины у очага — все это вызывает ощущение мира, теплоты и грустной радости.
***
Мы показали вам только четыре дипломные работы из более 70-ти. Рассказ о работах выпускников Дагестанского художественного училища имени М. А. Джемала будет продолжен в следующих выпусках газеты «Молодежь Дагестана». И мы постараемся следить за судьбой талантливых людей – художников, которые в конце июня защитили дипломные работы и покинули свою альма-матер.
Саид Ниналалов