В республике создан и уже начал работать Центр изучения музыкального фольклора.
Мамина колыбельная. Песня, которую напевал дед под звуки кумуза, мандолины или пандура. Музыка, что звучала на свадьбе бабули. Все это теперь будет бережно храниться в архивах Дагестанского центра изучения музыкального фольклора. Его сотрудники отправятся в отдаленные села, чтобы познакомиться и послушать настоящих носителей традиционной культуры, собрать и записать этот ценнейший материал. Чтобы спустя целые поколения молодые люди могли узнать, что такое настоящая, исконно дагестанская музыка. Чтобы они могли услышать, как много лет назад мама пела над колыбелью своего чада, под какую музыку провожали невесту в дом жениха и какую песню напевал дед под звуки кумуза или пандура.
Экспедиции в самые отдаленные районы, общение с носителями традиций – это самое малое, что уже запланировано сотрудниками Центра. Впереди огромная работа по изучению и сохранению богатой дагестанской музыкальной культуры.
Создан Центр при поддержке Главы республики Рамазана Абдулатипова и Министерства культуры РД. О необходимости такой организации не раз говорила и сотрудник Государственного института искусствознания МК РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Патимат Расуловна Гамзатова.
— Патимат Расуловна, расскажите, как возникла идея создания Дагестанского центра изучения музыкального фольклора?
— Много лет я работаю в отделе фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания. Вместе со мной трудятся этномузыкологи, социологи, театроведы. Это позволило мне увидеть, насколько в России и во всем мире разработаны многие темы, связанные с музыкальным фольклором. Но, к сожалению, в Дагестане это направление плохо развито. Несмотря на то, что у нас были и есть специалисты по народному прикладному искусству, по устному фольклору, очень мало исследований по музыкальному фольклору народов Дагестана. Я много лет участвую в фольклорных конференциях, и за все годы ни одной этномузыкологической статьи или доклада не было из нашей республики. Именно поэтому я была уверена в том, что нам абсолютно необходим Центр изучения дагестанской традиционной музыки.
— Когда возникла идея, и как удалось воплотить ее в жизнь?
— Во всем мире есть отлаженные системы по изучению традиционной музыки. Такие центры могут называться по-разному: лаборатория народной музыки или кабинет народной музыки, или, как в нашем случае, Центр изучения музыкального фольклора Дагестана.
Примерно лет 7 назад я поняла, что надо что-то делать, чтобы у нас был такой центр, написала программу, где описала все, чем должно заниматься подобное учреждение, вплоть до количества сотрудников, какое должно быть помещение и какая нужна оргтехника. Потом опубликовала статью в «Дагестанской правде», обратилась в органы власти. Идея тогда всем понравилась, но, к сожалению, так и осталась только на бумаге.
Примерно год назад я услышала выступление Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова по телевидению, где он говорил, как важно собирать народную музыку. И, конечно, это меня вдохновило на вторую попытку. Я взяла свои старые материалы и передала программу непосредственно Рамазану Гаджимурадовичу. И вот в этом году при поддержке Главы Республики и Министерства культуры такой Центр, наконец, заработал и в Дагестане.
— Назовите самые главные задачи Центра?
— Их несколько. На сегодня главная — создание фоноархива (оцифровка старых записей и сбор новых фономатериалов в экспедициях). Это то, что передают потомкам, на чем строятся курсы обучения студентов музыкальных вузов, чем «питаются» современные композиторы, то, на чем во многом строится наша самоидентификация.
Вообще, у Центра будет много работы. И это не только общение с носителями традиций. Телерадиовещательные компании Дагестана обладают уникальной фонотекой, старыми фондами, но они не перенесены на новые носители. Многое уже потеряно и испорчено. Аудиоматериалы, хоть и немного, но также требующие спасения, могут храниться в архиве Дагестанского научного центра РАН. Много записей в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. И это все сотрудники Центра должны находить и собирать для нашей фонотеки.
Конечно, было бы здорово, если бы люди помогали нам. Может, кто-то знает старинную колыбельную или свадебную песню, или знаком с теми, кто помнит наши старинные мелодии и песни. Тем более, в настоящее время технологии позволяют многое – можно просто снять в каком-нибудь ауле песню на телефон и прислать сотрудникам Центра.
Еще один важный аспект деятельности Центра – экспертная работа, изучение и анализ собранного материала. Т.е. нужно выявить, что является фольклором, а что — нет. И здесь самое главное – правильная оценка.
В будущем планируется проводить курсы лекций по музыкальному фольклору для студентов музыкального профиля, осуществлять публикации книг и сборников статей, а также песенных сборников, организовывать проведение научных конференций и концертов народных исполнителей.
— Как думаете, правда, что всё новое – это хорошо забытое старое? Может, наша исконно традиционная музыка действительно в итоге станет «модной»?
— Музыка и мода на музыку быстро меняются, равно как мода на одежду. К нам приходят турецкие, индийские мотивы. В этом нет ничего плохого, но мы должны знать свою аутентичную музыку. Представьте: мы пьем соки или лимонад, но забыли, что такое вода. Согласитесь, это было бы большой потерей для человека. Точно так же и с традиционной музыкой.
Я думаю, очень скоро у нас будет один из лучших Центров по изучению традиционной музыки. На сегодня по традиционной музыке Кавказа есть только сайт и страничка в «Фейсбуке» проекта «Саят Нова». Сайт открыла небольшая группа энтузиастов из Англии. Там выложена пара аварских, пара лезгинских песен, записанных ими в северном Азербайджане. Ребята также побывали в других республиках Северного Кавказа, мечтают приехать к нам.
Считаю, создание такого сайта — это добрый пример для нас. У нас очень певучая республика, руководству Центра повезло в том плане, что они — первопроходцы и могут собрать уникальный материал.
— У вас возникла идея создания Центра, а будете ли участвовать в его работе?
— Я не являюсь сотрудником Центра, но, конечно, буду всеми силами поддерживать его работу. Уже высылаю литературу, делюсь информацией о том, где какие научные события происходят. Недавно познакомила руководство Центра с этномузыкологами из Москвы, Северного Кавказа, Англии.
— Почему так важно существование подобного Центра в Дагестане?
— В современном мире народная музыкальная традиция, одна из основ национального самосознания, подвергается быстрым и значительным искажениям. Сценические формы фольклора, ориентирующиеся на массовую и поп-культуру, получили широкое распространение не только у нас в Дагестане.
Однако на всей территории России существуют институции, чья деятельность направлена на поддержание, сохранение и изучение аутентичного фольклора и народной культуры в целом. В новых социокультурных условиях изучение, научно грамотная фиксация фольклорного материала, его правильная подача и преподавание становятся одной из главных основ сохранения и передачи будущим поколениям национальных музыкальных традиций.
Сегодня именно академическое изучение во многом определяет возможность дальнейшего существования этнических форм культуры. Важно, что уходящий в небытие живой фольклорный материал еще можно найти, и чем быстрее мы приступим к его изучению, тем лучше.
Мадина РАМАЗАНОВа