В краю Месхети – на родине Руставели – прошли традиционные народные торжества «Шотаоба-2015»
«День Шота Руставели – 2015» все его участники и гости в глубине души воспринимали как генеральную репетицию перед грандиозным международным празднеством, которое состоится в 2016 году, в ознаменование 850-летия бессмертного автора «энциклопедии грузинского духа», «конституции грузинского мировосприятия и жизненных устоев» – поэтического эпоса «Витязь в тигровой шкуре».
***
Неблизок путь из Тбилиси в региональный центр Аспиндза – и затем в уникальный пещерный город – крепость – монастырский комплекс Вардзия, где и состоялись все намеченные мероприятия.
Мы проезжаем места красы необычайной, многоцветной и многообразной. За окнами нашей «Антилопы-гну», а «по паспорту» микроавтобуса «Мерседес-<енц» – уникальные «фруктово-овощные» ступенчатые террасы.
Некогда здесь была возведена на высокий уровень культура террасового землепользования. Каменистая, неплодородная почва искусственно выстраивалась ярусами с помощью заступов, а затем засыпалась доставленным на вьючных животных чернозёмом. Это был труд многих поколений, и в результате ступенчатые сады-террасы стали пригодны для ведения аграрного хозяйства и, более того давали богатый урожай. В настоящее время террасы не используются по практическому назначению и представляют собой скорее потревоженный временем исторический памятник.
Дыхание истории ощущается в каждом речном валуне Куры, в каждом прибрежном и горном пейзаже, а в особенности – в уцелевших старинных постройках.
Как же автору данных строк повезло, что уроженка этих мест (а откуда же ещё должна быть родом поэтесса Циури Месхишвили, как не из Месхетии!) – вдруг начала вслух рассказывать о достопримечательностях, открывавшихся нашим взорам… Такое нельзя упускать. Ни в каком Интернете ведь не откопаешь…
– Вот, по правую сторону ущелья – Накалакеви (Городище). По преданию, именно в этих местах – в-о–н т-а–м! – руины крепости, где впервые встретил Шота Руставели возлюбленную свою – царицу Тамару, – показывает и вещает высоким звонким голосом Циури. – Мои земляки до сих пор рассказывают легенду о том, как князья, недолюбливавшие Шота за его популярность, талант стихотворца и острый ум, как-то решили посмеяться над юношей, пригласив на пир и вручив рог, куда входило не меньше двух литров вина, по нашим мерам.
Делать нечего, Шота приложился и приступил к поглощению золотистого напитка. Струйки, как бывает обычно, протекали ему за распахнутый ворот, капая на шею и грудь.
Князья запротестовали, мол, пить надо всё до капли.
На что поэт, допив рог, выдохнул в ответ:
«Пусть уж лучше за ворот прольётся, / Чем Шота споткнётся и убьётся» — чем мгновенно расположил к себе высокородных завистников.
А это крепость Хертвиси, — продолжает рассказ Циури. – Некогда оборонительный бастион, впоследствии сохранивший только фортификационные функции. В летописях Хертвиси, в контексте походов Александра Македонского, упоминается даже не как крепость, а как один из первых городов Грузии.
Далее по пути — крепость на трёх холмах – Тмогви. Веками неприступная, она была взята чужеземцами, пав жертвой измены влюбившейся в завоевателя жены полководца и выдающегося поэта, главы округи Саргиса Тмогвели. Науке здесь приходится туго и голодно, но местные жители убеждены в исторической достоверности этой красивой и печальной легенды.
Не желая сдаваться в плен неприятелю, мужественный полководец, оказавшись в окружении, погнал коня и ринулся с головокружительной высоты в пропасть.
Потрясённый завоеватель приказал казнить изменницу, возгласив: «Если ты изменила такому герою, какое же коварство уготовишь мне, разлюбив?!»
А о самом Шота Руставели – сколько здесь сохранилось легенд и преданий… Одно из них – о том, как в честь учёных-витязей, окончивших знаменитую академию Гелати, основанную близ Кутаиси самим величайшим грузинским царём Давидом Агмашенебели, был объявлен турнир, на который пожаловала сама молодая царица Тамара.
В старинных свитках читаем: «Раздался торжественный звон колокола, возвещавший о начале состязаний. Тамара, окружённая свитой, сидела на возвышении под пурпурным балдахином.
Началось состязание в верховой езде, метании копий, в борьбе и игре на разных инструментах. Руставели был героем дня. Как лучший наездник, он отличился в джигитовке, а игрой на кнари (грузинской лире) очаровал слушателей.
Когда началось чтение стихов, творения Шота Руставели потрясли всех. Никогда ещё грузинский стих не лился так легко, так музыкально, никто ещё не показал такие неиссякаемые богатства родного языка, никому ещё не удавалось с такой силой донести до слушателей чеканность грузинской речи…
Царица восторгалась и, не в пример другим царицам, бурно выражала свой восторг.
Когда победителям раздавались первые награды – кинжалы и шашки в дорогих оправах, бархатные одежды и многое другое, царица приказала вестникам объявить, что высшую награду – золотой венец – получит тот, кто стрелой пронзит яблоко, которое она будет держать в своей руке.
В народе поднялся ропот: царица не должна подвергать себя опасности – неверно пущенная стрела может поразить её. Лучшие стрелки, посоветовавшись между собой, подошли к Тамаре и, преклонив колена, умоляли её отменить это состязание.
Тогда выступил вперёд Шота и сказал:
— Возьми, солнцеликая, в руку это яблоко, я решаюсь пронзить его своей стрелой.
Все поразились смелости Шота, витязи начали его отговаривать… Царица, держа яблоко указательным и большим пальцем, подняла его над головой.
Неужели безумец Руставели будет стрелять? Но неожиданно для всех, взяв в руки стрелу, он подошёл к царице, левой рукой придержал яблоко, а правой воткнул в него стрелу и пронзил плод насквозь. Царица выпустила яблоко. Руставели поднял его высоко над головой.
– Победил Руставели! – провозгласила царица. – Мои добрые рыцари, вы упустили из виду, что я не указала расстояния, с которого надо пронзить яблоко!
Царица увенчала Руставели лавровым венцом и протянула ему руку для поцелуя. Встав на колени, поэт поцеловал руку солнцеликой. И… на всю жизнь лишился покоя.
В тот же день Руставели получил приглашение на придворную должность».
Занимательная беседа и вспоминавшиеся путешественниками-писателями «старинные легенды, сказки, тосты» заметно сократили почти пятичасовой переезд, и мы сами не заметили, как оказались у импровизированной сцены на открытом воздухе, где концерт открыла лихая рок-группа. На лице пришедшего благословить участников концерта и публику митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Теодора (Чуадзе) отразилось недоумение. Нам тоже было непонятно – что общего между энергетикой рока и средневековой поэмой, автора которой мы собрались чествовать. Существует ведь понятие дресс-код. На пляж не приходят во фраке, а в концертный зал – в плавках. Почему бы подобный «музыкальный» дресс-код не ввести на таких празднествах?
Но потом всё пошло именно так, как могло бы понравиться великому Шота. Символику танцев и специфику песен мне объясняла «подкарауленная» и словно бы случайно (на самом деле это был тонкий тактический манёвр хитрого журналиста) оказавшаяся по соседству Циури Месхишвили.
Местные вокальные, хореографические и «смешанные» ансамбли выступали, что называется, на кураже.
– Это месхетинская версия «Мравалжамиер» («Многая лета»), – поясняет мой просвещённый «гид». – Она особенно нравится нашему патриарху Илие II.
Католикос-патриарх всея Грузии Илия II, как известно, сам пишет церковные песнопения и обладает как композиторским даром, так и дарованием живописца – он создаёт замечательные иконы.
Затем прозвучало вокально-хореографическое попурри – и без моей собеседницы я бы ни за что не догадался, что поётся оно в неизменном виде (на местном диалекте) ещё со времён царицы Тамары.
Далее – песня «сюжетная», в основе которой «маленькие женские уловки». Муж горит желанием поехать на праздник в честь царицы Тамары в Вардзию, но та, пользуясь случаем, «напоминает», что платья выходного у неё нет. Муж покупает платье, затем обувь, платочки-побрякушки, накидки-серёжки, и, наконец, жёнушка оказывает милость, соглашаясь составить компанию ненаглядному супругу…
Весёлый, в общем, получился концерт. И самое время пришло поговорить о Вардзии. Именно здесь гуляла со своим дядей маленькая Тамара, будущая царица. А когда она потерялась из виду и встревоженный опекун принялся звать девочку, Тамара ответила из какой-то расселины: «Ак вар, дзиа» («Я здесь, дядя»).
Запечатлевшиеся в детской памяти великолепные виды горных ландшафтов укрепляли юную царицу в желании построить здесь одну из монарших резиденций. И она воплотила в жизнь эту свою давнюю мечту, возведя не просто резиденцию, но настоящий город – крепость – монастырь, жемчужиной которого стал Успенский храм. В этом храме появляется настенное изображение царицы Тамары – одна из самых знаменитых грузинских фресок. Всего известно три изображения царицы Тамары, причисленной к лику святых Грузинской православной церкви; еще одно находится в монастыре Кинцвиси, а третье — в монастыре Бетаниа.
Успенский храм является смысловым и сакральным центром всего комплекса. Не только фреска с изображением царицы Тамары, но и другие фрески представляют собой выдающиеся образцы настенной живописи: Богоматерь с архангелами в алтарной нише, евангельские сюжеты — Благовещание, Рождество и др. Ярусы пещерного города раскинулись на протяжении почти километра вдоль левобережья Куры. Внутри, в пластах мягкого туфа, высечено свыше 600 комнат, залов и переходов, хозяйственных сооружений, кладовых для хранения продуктов и вина, библиотек-книгохранилищ, бань, столовых и казнохранилищ. Сохранились до наших дней и повреждённые части водопровода и оросительной системы. Всё это было необходимо для поддержания жизнедеятельности скрывавшегося в пещерах от вражеских набегов мирного населения – женщин, детей и стариков. Это надёжное убежище вмещало, по разным сведениям, от 20 до 50 000 человек. Выходя к реке потайными тропами, монахи ловили рыбу, снабжая своих «подопечных» свежим продуктом, богатым белком – «отсиживаться» приходилось иногда неделями, если не месяцами.
* * *
Но пора завершить исторический экскурс и вернуться в лоно праздника, где у подножия Вардзии развернулась выставка-продажа картин самодеятельных художников и изделий народных умельцев. В нескольких десятках метров своё искусство демонстрировали борцы и силачи, а победителей поджидали весьма аппетитные призы – барашки на шашлыки, которыми полакомились и побеждённые, и друзья, и близкие – не одному же лопать, задёрнув занавески.
Поочерёдно с приветственными словами выступили губернатор края Самцхе-Джавахети Акакий Мачутадзе и глава Аспиндзского муниципалитета Леван Цабадзе. Между прочим, Леван Цабадзе – в прошлом капитан сборной Грузии по регби. Последние годы активной спортивной карьеры провёл во французском высшем дивизионе и имел много заманчивых предложений, связанных с тренерской деятельностью. Но предпочёл вернуться на родину и служить ей в меру своих сил и авторитета, завоёванного на зелёных полях спортивных ристалищ.
Как губернатор, так и глава муниципалитета особое внимание обратили на подготовку к 850-летию Руставели, дав понять, что чествование великого создателя «Витязя в тигровой шкуре» пройдёт на высоком международном уровне. Однако конкретизировать программу юбилейных мероприятий не стали – а иначе какой интерес?! Но одна «тайна» уже стала секретом Полишинеля: по решению премьер-министра Ираклия Гарибашвили на долгосрочный проект реабилитации-реставрации Вардзии выделено 570 тысяч лари (1 доллар = 2,38 лари). В рамках проекта возрождения Вардзии планируется благоустройство и реабилитация инфраструктуры комплекса. Что особенно интересно, впервые в истории будет создана система ночного освещения Вардзии.
Выступали на торжествах и народные сказители, знающие «Витязя в тигровой шкуре» наизусть – от первого до последнего слова. И представители правления Союза писателей Грузии. В частности, поэт Багатер Арабули напомнил, что дорога, по которой мы добрались до этих мест, была проложена в 1966 году в честь празднования 800-летия Руставели. А взору первых путешественников по этой дороге, гостей юбилейных торжеств, по обеим её сторонам открывались огромные полотна с сюжетами из «Витязя в тигровой шкуре», портретами Руставели, царицы Тамары… А на обочинах автомобильные кортежи приветствовали «вживую» грузинские вокальные и хореографические коллективы…
Президент «Всегрузинского общества Руставели» Давид Шемокмедели напомнил в своём выступлении, что решением тбилисского сакребуло (горсовета) аэропорту столицы Грузии присвоено имя Шота Руставели. Он обратился к телевизионщикам, заметив, что негоже игнорировать это решение и по-прежнему называть главные воздушные врата страны просто «Тбилисский международный аэропорт».
– Глобализация глобализацией, нелюбовь ряда влиятельных сил на мировой арене ко всему национальному тоже не новость, но в Риме все говорят – «Аэропорт да Винчи», в Вене – «Аэропорт Моцарт», а в Тбилиси почему-то считают неудобным сказать «Аэропорт Руставели», как полагается по закону, — сказал Давид Шемокмедели..
Под занавес «Шотаоба-2015» состоялось награждение победителей конкурса «Литературный Месхети», возрождённого в 2008 году по инициативе главного редактора одноимённой газеты Автандила Беридзе.
Но прежде всех участников и гостей торжеств ожидал приятный сюрприз: на наших глазах состоялось возрождение старинной традиции вручения в приданое невесте «семейного» экземпляра «Витязя в тигровой шкуре». И такое вручение состоялось – трём новобрачным парам были подарены роскошно изданные фолианты, и молодые ушли строить дальнейшую семейную жизнь, сияя от счастья.
Осталось лишь назвать лауреатов литературного конкурса с реальными, между прочим, денежными призами.
Премия Аспиндзского университета была вручена Тинатин Мгвдлиашвили; специальной премии удостоена Кетеван Намтеладзе; две третьи премии жюри присудило Тамаре Шаишмелашвили и уже нам знакомой Циури Месхишвили; вторую премию разделили Лела Цуцкиридзе и Мариам Циклаури.
Обладателем главного – первого приза – стал Сандро Беридзе…
Редеют ряды зрителей. Все устремляются к палаткам, где воздают должное особенностям месхетинской кухни. А мы напоследок узнаём, что в 2016 году, к славному юбилею Шота Руставели, на его родине будет издан сборник «Грузинские поэты – о Месхети». И что к участию в сборнике посредством собственного творчества приглашаются все желающие. Отбор будет проводить специальное жюри в составе профессиональных литераторов и критиков. Удачи всем!
Владимир Саришвили,
руководитель международного отдела Союза писателей Грузии,
специально для «Молодёжи Дагестана»,
Тбилиси – Вардзия – Тбилиси