Ислам Сатыров – молодой талантливый ногайский музыкант, певец и режиссер. На днях он успешно прошел отборочный тур, организованный Союзом ногайской молодежи, на участие в международном конкурсе «Турквизион 2015», чтобы представить на мировой арене один из малочисленных народов Северного Кавказа. И теперь готовится предстать перед 600-миллионной аудиторией в городе Стамбуле.
Вот что он говорит о себе и своем творчестве:
«Чем больше я познаю и погружаюсь в богатую культуру, оставленную нам предками, тем больше вдохновляюсь. Это дает мне силы двигаться дальше. К тому же, моё творчество востребованно, а это немаловажный фактор для творческого человека. Если делаешь свою работу честно и искренне, не ради денег или славы, она находит отклик в сердцах людей»…
КОЧЕВНИК
С детства мечтал о путешествиях в разные страны. Мечта эта воплотилась и продолжает воплощаться. Я часто разъезжаю по России и за границей. Всегда стараюсь знакомиться и больше общаться с людьми из других республик, стран. Наверное, натура кочевника не дает мне подолгу засиживаться на одном месте.
НЕЗЫБЛЕМЫЕ ЦЕННОСТИ
Когда мне исполнилось 5 лет, отец купил для меня гармонь. Потихоньку я начал подбирать на слух первые мелодии, а позже и петь под аккомпанемент гармошки. С этого момента началась моя творческая деятельность. Сейчас моему сыну столько же, как мне тогда, а он уже многие песни поет вместе со мной. Поддержка близких во всех начинаниях является основным фактором моего успеха! Главное — прожить достойно эту жизнь, чтобы ни родителям, ни моим детям не было стыдно за меня. А если обрушивается внезапно какая-нибудь неприятность, то я всегда говорю себе что-то вроде: «Могло быть и хуже»… Этому я научился у отца. Он никогда не расстраивается, не жалуется и не отчаивается.
ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
У многих тюркских народов, в том числе и у ногайцев, существует предание о человеке по имени Коркут-Ата. Это легендарный сказитель, музыкант и мудрец.
По преданию, Коркут смолоду, наблюдая природные явления в виде сгнившего дерева, течения реки или выгоревшей на солнце травы, задумался о скоротечности человеческой жизни. В поисках бессмертия он отправился странствовать по свету. Итогом поисков стал изобретенный им инструмент — кылкобыз, сделанный из соснового дерева, шкуры верблюда и волос из хвоста жеребца. Когда он играл на нем, в небе замирали птицы, вокруг собирались животные и даже ветер стихал. Так имя Коркута осталось бессмертным в струнах кылкобыза и в памяти народа.
На мой взгляд, образ Коркута выражает всю суть человека в искусстве. Поскольку жизнь скоротечна, нужно стараться делать что-то действительно важное для общества и народа, оставить после себя наследие для будущих поколений.
ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ
Люблю читать. Хотя… поэзией никогда всерьёз не увлекался. Но все изменилось, когда познакомился со средневековой ногайской поэзией. Меня поразило, что мудрость, заложенная в них, прошла через века и по сей день не утратила актуальности. Каждый раз, перечитывая их, открываю для себя что-то новое. Глубже познаю свой народ и, соответственно, себя. Больше всего нравится творчество Шал-Кийиз Тиленши Улы.
ХОЧУ…
С детства играл на баяне и синтезаторе. В музыкальном колледже учился на эстрадно-джазовом отделении по классу — саксофон. Там же освоил гитару, фортепьяно, ударные. Три года назад я впервые взял в руки домбру. Во время записи альбома колыбельных пришлось попробовать себя в игре на старинной ногайской флейте — сыбызгы и китайском струнном инструменте — гучжен. Очень хочу освоить кыл-кобыз.
ЦЕННЫЙ СОВЕТ
Однажды Арсланбек Султанбеков мне сказал: «Не думай, что другие люди думают так же, как и ты.» Мы часто смотрим на вещи, исходя из своего понимания и мировоззрения. Но оно у всех разное. Поэтому реакции и поступки некоторых людей не совпадают с нашими ожиданиями. Этот совет помог мне избежать большинства недоразумений и в жизни, и в работе. Хотя, к сожалению, не всегда получается следовать ему.
О ФИЛЬМЕ «ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ»
Во время съемок мы побывали в Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Дагестане и Астраханской области. Ездили по аулам и снимали людей, которые рассказывали нам об обычаях и традициях, пели народные песни, танцевали.
Нашей основной задачей была попытка зафиксировать современное состояние традиционной народной культуры без приукрашивания и постановочности. Во время съемок многие нас упрекали за то, что мы слишком спонтанно и поверхностно подходим к процессу. Это мой первый опыт в режиссуре. Удался фильм или нет, мне судить сложно. После показа мнения зрителей разделились. Кому-то он показался отличным, а кому- то — неудачным. Есть сторонники обеих позиций. Время покажет. Лично я доволен тем, что фильм честный и откровенный, без налёта пафоса или гламура, который сейчас в моде.
В ИСКУССТВЕ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ИНТУИЦИЯ
Когда жизнь ставит меня перед выбором, создавая сложные ситуации, я полагаюсь на интуицию. Иногда она подсказывает какие-то нелогичные и неразумные, на первый взгляд, решения. Но в итоге моя интуиция оказывается права, независимо от того, послушался я её или нет.
МОИ ПЛАНЫ
Во-первых, надо закончить работу над первым альбомом «Братьев Сатыровых» и выпустить компакт-диск. Наверное, это странно будет звучать, но самые верные мои друзья — это братья Загир и Нурадин. Несмотря на то, что они младше меня, я очень часто советуюсь с ними и прислушиваюсь к их мнению.
Во-вторых, планируем организовать наш концерт с полноценным живым звуком и видеосъемкой для последующего выпуска ДВД-видео. После можно начать полноценную гастрольную деятельность. Недавно мы заключили контракт с казахстанским продюсерским центром «Тенгри-ФМ». Думаю, география гастролей расширится.
Последнее время меня не покидает идея синтеза музыки, хореографии и кино. Что-то вроде фильма-мюзикла. Об этом мне говорит уже года полтора мой друг журналист Михаил Жаров из Карачаево-Черкесии. Раньше я всерьез не задумывался над этим, поскольку идея показалась просто недосягаемой. Но после выхода в свет альбома колыбельных песен и документального фильма мнение изменилось. Я заметил огромный интерес к этим проектам со стороны представителей других национальностей, причем не только тюркских. Теперь мысль о фильме-мюзикле стала навязчивой. Этот проект вывел бы нас на новый уровень. Надеюсь, в скором времени реализую его.
ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ
Одним из моих первых и значимых творческих союзов был дуэт с Узаиром Наймановым. В 2008 г. мы записали песню «Анадынъ юреги», которая сразу стала популярной. Это была моя первая работа и в области звукозаписи в качестве аранжировщика. В том же году в Астрахани прошел мой сольный концерт. После выхода ДВД-диска с ним мое имя появилось в списке ногайских артистов. В 2009 году я переехал в Москву. Посчастливилось поработать в студии звукозаписи «10records», услугами которой пользовались многие известные российские артисты (Г. Лепс, И. Кобзон, Н. Трубач и т.д.). Но это было, скорее, сотрудничество, чем творческий союз.
Благодаря Ренату Джанибекову, я познакомился с Дамиром Якубовым — известным в московских кругах рок-музыкантом, композитором и поэтом. Удивительно, что он родом из села Новкус-Артезиан, я — из Каясулы, а узнали друг друга лишь в столице. Чуть позже мы совместно записали несколько песен и инструментальных композиций.
В 2011 г. я познакомился с Арсланбеком Султанбековым и некоторое время гастролировал с ним. Именно Арсланбек Султанбеков оказал огромное влияние на мое дальнейшее развитие не только как композитора и певца, но и на мою личность в целом. Можно сказать, указал дальнейший путь для творчества — создание группы «Братья Сатыровы».
Из ногайских артистов я в данный момент активно сотрудничаю с такими талантливыми ребятами, как Бэлла Джантемирова, Джамбулат Караев, Файзула Мусаев, Айгуль Джумагулова, Руслан и Лина Яриковы, Муслим Булатуков, наш акын — Алибий Романов и т.д. В общем, стараюсь со всеми поддерживать связь.
В 2013 году мы с Айной Черкесовой закончили работу над альбомом «Айдий, балам, айдий-ав» – это ногайские народные колыбельные песни. Они были записаны Айной в аулах разных регионов непосредственно из уст носителей — пожилых людей. Это самый интересный музыкальный материал, с которым мне приходилось иметь дело.
Подготовила Айнара Нургишиева