Сегодня в гостях у газеты «Молодежь Дагестана» Арсланбек Султанбеков, один из самых популярных певцов и композиторов ногайского народа, народный артист Карачаево-Черкесской Республики, долгое время руководивший президентским оркестром в Казахстане. В прошлом году Арсланбек Султанбеков «за развитие и вклад в ногайскую культуру» получил премию «Человек года 2014».
Недавно нашумевшая его авторская песня «Домбра», с которой А. Султанбеков открывал в декабре 2013 года международный фестиваль «Турквизион» в Стамбуле, стала одной из причин политических споров между правящей партией и партией националистического движения. Одна из них использовала песню (без ведома автора) в качестве гимна. На что Султанбеков выразил свое возмущение и уличил турецкого музыканта Уюра Ышылака в нарушении авторских прав.
Последний переделал песню и предложил в качестве гимна Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана. На что ногайский певец и композитор ответил: «Я услышал гимн по казахстанскому телевидению и категорически против использования моей музыки в политических целях. Пусть моя музыка звучит, пусть объединяет народы, но не в качестве гимнов партий, которые участвуют в борьбе за власть. Поэтому я против использования этой мелодии в гимне, даже если бы меня указали как ее автора. Мне многие советовали обратиться в суд, чтобы отстоять авторские права. Но я надеялся, что ситуация и так будет улажена. Не хочу противоречий ни с турецкой стороной, ни с какими-либо другими народами».
«Примечательно, что в Казахстане дружно поддержали ногайского певца. В прессе появилась масса статей под заголовками «Эрдоган украл у казах-ногая песню», «Казахо-ногайский композитор и исполнитель Арсланбек Султанбеков простил турецкого певца Уюра Ышылака» и др.», — говорит в своей статье «Турецкий гимн по-ногайски» журналистка Ася Капаева.
Песня «Домбра» была написана Султанбековым в 1997 году, когда началась «золотая эпоха» его карьеры. Именно с этого времени Арсланбек Султанбеков вплотную занялся возрождением истории и наследия ногайского народа – написал ряд песен на слова средневековых ногайских поэтов.
«Это первая моя песня в сопровождении домбры, — отметил сам автор. — «Домбра» была написана быстро, за полчаса. Аранжировку мы делали с музыкантом Алибием Асакаевым. Песня эта о том, что в любые невзгоды, когда на душе плохо, я беру домбру и пою мелодию сердца. Надеюсь, она поднимает дух ногайского народа». Именно с рождением этой песни пришло решение заниматься только искусством, работать только для своего народа.
— Вы работали и в Черкесске, и в Москве, и в Пятигорске, и в Казахстане, но сейчас востребованы как композитор в Турции, где ваше музыкальное творение, знаменитая ногайская песня «Домбра», несмотря на распри между партиями, все-таки стала гимном правящей. Принимая от жизни вот такие «подарки», вы являетесь открытым и добрым человеком. Как вам удается оставаться предельно равнодушным к славе?
— У меня, признаться честно, нет такого чувства, будто достиг большой славы. Думаю, даже если оно и возникнет, я найду в себе силы не утратить человеческое достоинство. Главное — как к славе относиться, ведь самолюбие может воспитать в человеке личность, а может сделать последним эгоистом. Существует неизменное правило — находить золотую середину.
— Есть ли у вас личный рецепт успеха?
— Моё творчество неразрывно связано с историческим положением ногайского народа. Пожалуй, в этом заключается мой рецепт успеха. По натуре я очень ленив, не мечтаю о подвигах. Однако если мне потребуется в интересах ногайцев куда-либо отправиться, что-то предпринять, то ни лень, ни непогода меня не остановят, замечаю, как сам изнутри меняюсь.
— Как долог ваш творческий путь?
— Играть на гитаре я начал в 14 – 15-летнем возрасте, с тех самых пор, как у нас в ауле стал действовать вокально-инструментальный ансамбль более взрослого поколения.
— Считаете себя удачливым человеком?
— Не знаю, но я очень счастлив за семью, за детей. Счастлив, что везде, где есть ногайцы, мои песни слушают и любят.
— Вы играете на многих музыкальных инструментах, есть ли желание что-то ещё освоить?
— Я хочу научиться петь дастан в сопровождении домбры. Это традиция, сохранившаяся в оригинале в Западном Казахстане еще от ногайлинского времени казахской истории из репертуара феномена Мурын Жырау.
— Каким моментом вашей жизни могли бы поделиться?
— Когда в первый раз я приехал в Казахстан, мне посчастливилось в тот же день попасть на концерт Курмангазы в Алмате. Тогда же посетил Государственный музей, при выходе из которого мне повстречались одна за другой женщины в положении. И эти встречи меня так воодушевили, пришло радостное осознание, что жизнь продолжается, что есть будущее и у моего народа.
Беседовала Айнара Нургишиева,
член Союза писателей России