Когда еще поговорить о книгах, как не под конец года, объявленного в России Годом Литературы? В 2015-м произошло множество событий, которые нас радовали и огорчали, вызывали споры, а иногда и протесты.
Ушел из жизни замечательный английский писатель Терри Пратчетт, познакомивший нас с мужественным Сэмом Ваймсом, гениальным лордом Ветинари, любознательным Смертью и еще множеством обаятельных персонажей «Плоского мира».
Присуждение Нобелевской премии по литературе русскоязычному автору Светлане Алексеевич вызвало бурные споры среди писателей и читателей.
Своими фаворитами среди книг уходящего года с «МД» поделились дагестанские блогеры.
Заира Залова, digital-manager:
— Политическая антиутопия Мишеля Уэльбека «Покорность» стала одним из самых резонансных книжных событий уходящего года. Французское издание, вышедшее 7 января 2015 года, символично совпало с террористическим актом в редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo. На первой полосе еженедельника в этот день была размещена карикатура Уэльбека — как главного предсказателя скорой исламизации Франции. Во время атаки террористов погибло 12 человек, в числе которых и друг писателя — Бернар Мари.
Уэльбек показывает нам Францию недалекого 2022 года. По итогам парламентских выборов к власти приходит президент-мусульманин Мохаммед Бен Аббес, в результате чего страна подвергается массовой исламизации. Сорбонна теперь исламский университет, финансируемый Саудовской Аравией. Главный герой — Франсуа, литературовед, одинокий преподаватель Сорбонны 44 лет, атеист, в итоге принявший ислам. Но жизнь в рамках мягкого шариата привлекла героя Уэльбека не возможностью вернуться к преподавательской деятельности, а официально разрешённым многожёнством.
Наверняка кому-то роман покажется антиисламским, но ислам в «Покорности» даже не главная тема, нет. Роман о равнодушии европейцев к происходящим процессам, о покорности, с которой воспринимается утрата главных достижений западной цивилизации — свободы и демократии.
Хазби Будунов, эксперт ИГСО:
— Дебютный роман американского писателя Энди Вейра «Марсианин» относится не просто к жанру научной фантастики, но к такой фантастике, которая в ближайшем будущем может перейти в жанр приключенческого реализма. В процессе работы над книгой Энди Вейр опирался на научные исследования NASA. Книга сразу стала бестселлером The New York Times.
Марсианская миссия «Арес-3» прерывает научно-исследовательскую работу и экстренно покидает Марс из-за сильной песчаной бури. В процессе эвакуации в астронавта Марка Уотни попадает антенна связи и уносит в сторону, повредив скафандр и биологические датчики. Экипаж посчитал его погибшим и покинул планету. Очнувшись марсианским утром, Уотни понимает, что остался совсем один на враждебной планете без всякой связи с Землей. Начинается беспощадная борьба на выживание с победами и поражениями.
Книга читается очень легко, несмотря на научно-технические описания, и написана в форме дневниковых записей самого Марка Уотни. Марк Уотни показывает нам, насколько ценна человеческая жизнь, насколько важна наука, насколько важен космос и насколько это все прекрасно и весело.
Заира Билалова, специалист по рекламе:
— Открытием этого года стал дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза «. С первых строк книга увлекает, втягивает в водоворот событий. Действие начинается зимой 1930-го года в маленькой татарской деревушке. Зулейха открывает глаза, и начинается такой обычный для нее день, наполненный тяготами и устоями сельской жизни. Проживая с ней этот день, проникаешься сочувствием и уважением к этой хрупкой, миниатюрной женщине, которая за 15 лет так и осталась чужой в доме сурового мужа и деспотичной свекрови. Зулейха не умеет читать и писать, она кажется наивной и чудаковатой с этой своей верой во всяких духов, которых необходимо ублажать, со своей кротостью и слепым подчинением мужу и свекрови. Нет в ее жизни любви и тепла, только грубость и жестокое обращение. Вышла замуж она еще ребенком (в 15 лет). С тех пор четыре раза она рожала дочерей, но ни одна из них не прожила и трех месяцев. Да и сама Зулейха ждет смерти, предсказанной ей слепой свекровью, которой снятся вещие сны. Но неожиданно судьба ее меняется. Вместе с сотнями других раскулаченных крестьян отправляет ее советская власть по этапу в Сибирь. Пережить этот долгий, утомительный и страшный путь удалось лишь двум десяткам человек во главе с красноармейским комендантом Игнатовым. Впереди их ждала суровая зима в тайге.
Для меня этот роман стоит в одном ряду с моими любимыми книгами о страшной эпохе репрессий «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург и «Прочерк » Лидии Чуковской.
Ксения Рамазанова, журналист:
— Новые романы от Харуки Мураками поклонники ждут так же трепетно и верно, как новых альбомов от Земфиры и новых фильмов от Тарантино.
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» вышел еще два года назад, но перевели и выпустили роман только в 2015. Последние произведения Мураками отличались своей фантасмагоричностью, где вымысел и реальность переплетались, и читатель пробирался сквозь череду метафор и иносказаний для разгадки этого ребуса.
Но с «Бесцветным Цкуру» вышло всё не так. Это обычная история о парне с фамилией, в переводе с японского означающей Бесцветный, и его старых школьных друзьях, которые остались в детстве, когда они считали, что не расстанутся никогда. Но детство закончилось и каждый пошел по своему пути, а Цкуру Тадзаки каждую ночь пытался уйти от мысли «Почему?», чтобы заснуть.
Новый роман Мураками полюбили за ту самую легкую грусть, изящный язык и простоту истории, которые мы наблюдали в его ранних произведениях («Мой любимый спутник», «Норвежский лес»). Вновь Мураками выступил как твой искренний собеседник, с которым ты вольно или невольно начинаешь диалог.
Прочитал страницу, положил книгу на колени и думаешь: «А ты? Много ли в тебе цвета? Или ты прозрачный, почти незаметный на этих улицах? Где твои самые лучшие друзья на свете? Стоит ли их искать, и хотят ли они, чтобы ты их нашел?»
Но не переживайте, Мураками никогда не оставит вас в плохом настроении, он заставит переживать, может, даже всплакнуть, но испортить настроение — нет! Видимо, поэтому его романов ждут, как встречи с уже старым близким другом.
Марат Шахбанов, блогер:
— Александра Бубнова знают все, кто хотя бы мало-мальски интересуется футболом. Наверное, это самая противоречивая медийная личность в российском футболе. Одни считают его фриком, другие клоуном, а третьи зовут голосом народа. Бубнов не боится критиковать российских функционеров вплоть до Мутко и довольно часто жёстко проходится по комментаторам и футболистам, ну а его «фирменный» смех эксперта в массе различных газет, автора и ведущего радиопередачи (в паре с Нобелем Арустамяном) обожают миллионы.
Трехкратный чемпион, серебряный и бронзовый призёр СССР, отыгравший за три сотни матчей за московское «Динамо» и «Спартак» и 34 матча за сборную СССР, человек, прошедший школу Бескова и Севидова, он на высоком уровне может довольно качественно разбирать и понимать футбол. Тем не менее, на «МатчТВ», в который звали всех и вся, «Буба» не попал. Видимо, в силу характера.
Но вполне удачно «попала» его первая книга — «Спартак: 7 лет строгого режима», вышедшая тиражом в 5000 экземпляров. Весь тираж разобрали в первые два дня, при этом собрав достойную аудиторию на презентации. Мне самому пришлось ждать повторного переиздания пару недель.
Что могу сказать? Книга получилась очень противоречивая. Автор в ней предстаёт в образе некого рыцаря в доспехах, который никогда не нарушал режим, в отличие от некоторых, которые после игр выпивали алкоголь, курили; который никогда не участвовал в «договорняках», а когда узнал про намечающийся в игре с Жальгирисом (об этом отдельная глава в книге), нажаловался руководству.
Симпатично пишет про «Спартак» на футбольном поле, который в то время был грозой не только в СССР, но и в Европе. После прочтения книги пошёл искать и смотреть несколько игр того «Спартака» в Европе и был приятно удивлён: в России сейчас так и близко никто не играет.
А ещё у Бубнова получились прекрасные образы Константина Ивановича Бескова и Николая Петровича Старостина, которого все любили и на базе называли Дедом. Также в книге хорошо описаны его партнёры по тому «Спартаку» — Дасаев, Гаврилов, Романцев. И лучше всех описан Черенков, его становление и причина угасания, по мнению Бубнова.
В книге получилось очень много футбольной «кухни» конфронтации нескольких футболистов с Бесковым. Что огорчило, так это то, что книге не хватило хорошего редактора и корректора, тут очень много повторов, и она выглядит больше как дневник, а не повествование, но в целом я доволен и намерен обязательно купить следующую. Кстати, «Спартак: 7 лет строгого режима» стала самой продаваемой нехудожественной книгой в 2015 году, она разошлась тиражом 42034 экземпляра.