В один из дней (а он стремительно клонился к вечеру) встретил знакомую, замечательного музыковеда, которая на бегу успела поприветствовать, спросить, как дела, и сообщить о своей проблеме. Это приятная беседа, женщины умеют говорить сразу обо всём и очень быстро. Ей сказали, что билеты на юбилейный вечер Мурада Магомедовича Кажлаева, возможно, есть в его школе для суперодарённых детей.
Я заметно оживился.
– А что, в театре уже все места распроданы, раздарены?
– Представьте себе, аншлаг.
– Ну, удачи вам.
Маэстро Мураду Кажлаеву сегодня исполнилось 85 лет. От лица редакции и всех читателей газеты поздравляем Мурада Магомедовича со знаменательным днём и желаем ему здоровья, здоровья и здоровья… Остального ему не занимать!
В 2007 году он оставил пульт главного дирижера и художественного руководителя Академического большого концертного оркестра Гостелерадио и вернулся домой, в Дагестан.
Его музыкальная жизнь вобрала в себя множество вершин. Начиная с первых лет учёбы в Бакинской консерватории, в которую он попал после разговора с ректором, композитором Кара Караевым, Кажлаев активно участвует в музыкальных фестивалях.
Интересные факты
В 1954 году, еще обучаясь в консерватории, музыкант становится членом Союза композиторов СССР. В состав правления этой организации на тот момент входило четверо горцев — Готфрид Гасанов, Наби Дагиров, Сергей Агабабов и молодой Мурад Кажлаев. Тихон Хренников назвал их «могучей кучкой Дагестана».
В 1955 г. Кажлаев окончил консерваторию, приехал в Дагестан и стал преподавателем музыкального училища, которое тогда носило имя П. И. Чайковского. И вот, что он пишет о том времени:
«Когда началась моя творческая жизнь, первое, что я захотел сделать, – это написать балет «Хаджи-Мурат». Мы с Гамзатовым дали заявку на этот балет, Расул хорошо знал этот материал. Я хотел, чтобы это был совершенно новый материал. Но тогдашний министр культуры СССР Е. Фурцева сказала: «Не будет вашего Хаджи-Мурата. Это так же точно, как прочно стоит советская власть»».
Тяга к истории у него с детства от отца. Магомед Давудович собрал обширную коллекцию исторических книг, и дети имели возможность изучать историю и культуру Дагестана, не выходя из дома.
Но тандем с Расулом Гамзатовым у него всё же сложился, и это событие поставило Кажлаева в один ряд с блестящими композиторами Советского Союза.
20 марта 1968 года в Ленинграде, на сцене театра им. Кирова (сейчас ему возвращено историческое название Мариинского), с успехом прошёл написанный им национальный балет «Горянка» по поэме Гамзатова. За эту работу композитор был удостоен Госпремии РСФСР им. М. И. Глинки – высшей музыкальной награды России.
Вот как описывает образ Кажлаева известный музыковед Манашир Якубов:
«И сам он любит природу и уединение. Любит цирк, национальную борьбу, мотогонки. Его захватывают приключенческие романы, детективные фильмы и философская лирика старой и новой дагестанской поэзии. Страстный автомобилист, знающий цену острым ощущениям стремительной езды, он способен часами любоваться скромным горным пейзажем, наслаждаться тишиной зимнего леса. Одна из его страстей — деревянные скульптуры-самоделки. Неделями он всматривается в какое-нибудь причудливое сплетение корней или веток, которое потом оказывается в его руках забавной фигуркой утенка, фантастической рыбой, змеей…»
Но о его увлечении джазом, наверное, знают все. Истоки этой любви тоже в Баку. Это было после войны. Молодежь ловила западные радиостанции и с жадностью слушала джазовых музыкантов Г. Миллера, Л. Армстронга, Ф. Синатры, Д. Эллингтона. Всё свободное время Мурад проводил в бакинском «Биг-бенде» и записывал свои композиции на старые рентгеновские пленки. Все эти опыты вскоре сыграют в его жизни важную роль.
«В 1957 году мне посчастливилось побывать на выступлении оркестра Мишеля Леграна в Москве, — вспоминает Кажлаев. — Эта встреча и знакомство с талантливым композитором решили судьбу моего увлечения джазовой музыкой, дали направление будущему творчеству в этом жанре».
Спустя год, Кажлаев, благодаря дружбе с Юрием Силантьевым, замечательным дирижёром эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио, записывает свои оркестровые произведения. И это стало отправной точкой. Дальше пошли записи с симфоническими оркестрами Московской филармонии, Всесоюзного радио, джаз-оркестрами В. Людвиковского, О. Лундстрема, Э. Рознера, В. Кадерского, К. Назаретова.
В 1966 году оркестр Чехословацкого радио под управлением Карела Краутгартнера исполнил «Концерт для джаз-оркестра (Африканский)», за который Мурад Магомедович в Праге был удостоен высшего приза им. Ярослава Ежека и 2-й премии международного джазового фестиваля.
Ещё один факт из жизни 60-х. Во время концертной поездки в Америку Мурад Кажлаев предложил партитуру своего джазового концерта Дюку Эллингтону. И вот, спустя время, поздно ночью ему звонит Олег Лундстрем и сообщает: «Скорее слушай, по радио США звучит твой концерт в исполнении Эллингтона!»
Вот что пишет Манашир Якубов о форме музыки Кажлаева: «Даже когда он пишет произведения, относящиеся к жанрам, в принципе непрограммным, неизобразительным, к областям, которые в старину считались неприкосновенной собственностью так называемой «абсолютной музыки», даже в этих случаях его сочинения живописны, конкретны, нередко программны (хотя бы в общей форме). Он пишет квартет и даёт ему подзаголовок «Молодёжный», он сочиняет сонату для фортепиано и называет её «Романтическая», он создаёт концерт для оркестра – форму, также в принципе непрограммную, специфически инструментальную – и подчёркивает особый характер своей музыки не только названием («Африканский»), но и поэтическим эпиграфом (стихотворение Расула Гамзатова), в обобщённой форме передающим идею сочинения…»
Из семидесятых годов хотелось бы вспомнить симфонические фрески Кажлаева «Фархад и Ширин». Ему предложили написать музыку к советско-турецкому фильму «Любовь моя, печаль моя», А затем возник вокальный цикл «О тебе я думаю» на стихи Р. Гамзатова и ревю Ленинградского мюзик-холла «Миллион новобрачных». Эта постановка игралась свыше 1000 раз в СССР и за рубежом.
В начале 80-х Мурад Магомедович берётся за организацию фольклорного праздника в Табасаранском районе Дагестана. Уже в сентябре 1981 года становится народным артистом СССР. Он был первый музыкант с Северного Кавказа, удостоенный такого почётного звания.
С 1989 г., как я уже писал выше, Мурад Кажлаев становится художественным руководителем и главным дирижером Академического большого концертного оркестра Гостелерадио. Это тот самый коллектив, с которым у композитора связано много счастливых моментов.
В 1991 году в Москве и Италии дирижер провел со своим оркестром первый фестиваль музыки «Нино Рота». Итальянцы отблагодарили и присудили маэстро высшую награду фестиваля – «Серебряную пластину» Италии.
Награды Кажлаева, о которых хотелось бы сегодня вспомнить
В 1995 году – орден «За заслуги перед Отечеством».
В 2001-м — именной знак «Золотой Аполлон» Международного фонда развития отечественного музыкального искусства им. П. И. Чайковского.
В 2006 г. — орден «Рыцарь науки и культуры».
Но главная награда, которую он получил в жизни и сам не перестаёт о ней говорить, — его супруга Валида Исламовна. Ей Мурад Магомедович посвятил балет «Горянка», оперетту «Валида», музыку песенного диска, который назвал именем любимой.
«Все песни, вошедшие в этот диск, были сочинены мною в её присутствии и появились на фоне нашей совместной счастливой жизни. И поэтому все эти песни — о любви».
Удивительная супружеская пара, которая стала неотъемлемой частью музыкальной жизни Дагестана, сегодня — пример бережного отношения и понимания друг друга.
Марат Гаджиев