В таком виде, как сейчас, родной язык в школах не нужен. Или надо ввести ЕГЭ по языку и подбирать в школы влюбленных в язык профессионалов, развивать, делать престижным, или закрыть к черту. Сегодняшнее положение плодит огромное количество бездельников, которые кормятся за счет языка, спекулируют на эту тему, открывают ярмарки тщеславия, от которых нет никакой пользы, кроме вреда. Таким отношением язык ставят в унизительное положение, в ранг чего-то второстепенного, ненужного и лишнего. Лучше уж совсем отказаться, чем вот так «сохранять».
Кому нужен язык, они дома говорят на нем, пишут стихи, прозу, драматургию, статьи, научные труды. И не выкладывают легкомысленные ролики, как внучка говорит «Цо, кIиго, лъабго», как сделал один из самых ярых апологетов аварского языка. Похоже, он больше, чем зрители, удивлен тем фактом, что его внуки считают на аварском. Это яркая демонстрация начала конца родного языка.
Наибольшее влияние в сохранении языка имеет мечеть, проповеди и исламские учебные заведения, где изучают ислам на родном языке. Там находят ему применение, и мечети на сегодня делают работу по сохранению языка в тысячу раз больше, чем все эти «защитники» вместе взятые. Там просто изучают науку на этом языке. Всем остальным активистам родной язык нужен, чтобы его защитить от кого-то и получить за это зарплату, звания, признания, самоудовлетворение, рекламу, политические баллы и прочие льготы. Родной язык сохранят и передадут только те люди, у которых есть духовная потребность говорить на этом языке — читать, писать и говорить. То есть, люди, которые находят практическое применение родного языка. Простите за не очень удобную правду, но она такая.
Магомед Бисавалиев, главный редактор журнала «Дагестан»