В детской школе искусств Кайтагского района для всех учащихся художественного отделения данного учреждения допобразования, а также для учащихся общеобразовательных школ района, желающих приобщиться к изобразительному искусству, был проведен открытый урок «Рисунок натюрморта и предметов быта».
Организатор мероприятия – преподаватель художественного отделения ДШИ Бибола Расулов к началу урока подготовил несколько композиций, состоящих из современных керамических и старинных медных и чугунных кувшинов, бережно хранящихся в стенах школы искусств, домашней утвари, муляжей и натуральных фруктов, являющихся одной из ключевых частей данного живописного жанра.
Перед учащимися была поставлена следующая задача – посредством штриховки, тонирования, передачи светотени, формы и объема, предельно точно отразить на бумаге представленные предметы.
Подходя и рассматривая работы участников художественного процесса, Бибола Расулов указывал на неточности, разъяснял ошибки, допущенные ребятами при написании натюрмортов, помогал новичкам с прорисовкой первых этапов создания картины, выстраивания формы, пропорций, пространства и тд.
«Основной сложностью, с которой в процессе рисовки сталкиваются юные начинающие художники – это размещение предметов на одном листе, особенно когда их несколько. Бывает, нарисуешь предмет, а для второго на холсте не остается места. Чтобы такое не происходило, нужно приучить себя воспринимать натуру целиком. Есть 4 основных этапа ведения рисунка: анализ натурной композиции, поиск основной массы натюрморта, подробное построение предметов, работа в тоне. Для начала нужно рассмотреть натюрморт, определить необходимую форму, в зависимости от точки обзора, а затем скомпоновать каждый предмет в выбранный формат», — пояснил преподаватель, обращаясь к учащимся.
Он также добавил, что при компоновке группы предметов, лист бумаги нужно заполнять равномерно, но при этом, сверху оставив немного больше пространства, чем в нижней части рисунка, чтобы создавалось впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем, важно проследить, чтобы предметы не упирались в края бумаги или холста, и их формы и размеры, а также расположение относительно друг друга, были нанесены правильно.
«Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но не касаться друг друга своими контурами»,- подчеркнул Бибола Расулов.
Ребята внимательно прислушивались к рекомендациям педагога, старательно и увлеченно выполняя композиционные эскизы декоративного натюрморта. В заключительной части урока был проведен просмотр каждой работы и подробный анализ выполненных эскизов, после чего организатор мероприятия, присутствующие педагоги других отделений школы и представители отдела образования и муниципальных услуг районной администрации поблагодарили ребят за участие и отметили наиболее хорошо выполненные работы, а также похвалили новичков за проявленный интерес к изобразительному искусству и приложенные старания.
В свою очередь, учащиеся ДШИ отметили, что занятие было интересным и увлекательным. Те участники, что пришли на подобный урок впервые, восторженно отозвались об увиденном и услышанном в ходе художественного процесса, заявив, что приемы составления рисунка им пригодятся на уроках изобразительного искусства в школе.
Как отметил глава Кайтагского района Алим Темирбулатов, приобщение подрастающего поколения к искусству является важным шагом на пути формирования личности и дает возможность развить художественно-эстетические таланты.
«Благодаря проведению таких мероприятий в детской школе искусств муниципалитета у кайтагских детей возникает и крепнет интерес к различным художественным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Квалифицированные педагоги школы помогают ребятам раскрыть свои способности, прививают им любовь к искусству, тем самым воспитывая их эстетически развитыми и креативными», — заключил Алим Темирбулатов.