Проблема изучения родных языков вызвала споры
Министерство образования и науки выставило на общественное обсуждение учебный план на следующий учебный год, в котором изучение родных языков и литературы было переведено в статус факультатива. Общественники потребовали сохранить родные языки в обязательной части программы. Министр образования Дагестана Шахабас Шахов заявил, что готов пересмотреть программу. А некоторые родители считают, что изучение родных языков в том виде, как это делают сейчас, только вредит учебному процессу.
Изучение родных языков в школах республики стало обязательным с 2006 года, согласно закону «Об образовании в РД». Однако с реформой системы образование и введением ЕГЭ школьная программа претерпела значительные изменения. В результате родители и учителя больше внимания стали уделять изучению основных предметов, по которым ребенку нужно сдавать обязательные госэкзамены.
Как говорят представители Минобра Дагестана, часто руководители школ негласно приносят в жертву «маловажные» уроки родных языков и литературы. А многие родители даже просят убрать из обязательной части школьной программы эти уроки.
В результате, Минобразования и подготовило проект учебного плана, в котором «национальный компонент» не вошел в обязательную часть школьной программы.
Обсуждение проекта нового учебного плана привлекло внимание не только работников системы образования, но и многих неравнодушных. Этой теме был посвящен «круглый стол», созванный 13 апреля по инициативе Ассоциации учителей Аварского языка, национально-культурной автономии аварцев, и газеты «Миллат». Проект обсудили общественные деятели, журналисты и представители министерства образования. Представители Минобра вновь заявили, что инициатива исходила от родителей. Но в итоге чиновники сообщили, что документ будет снят с обсуждения.
О проблеме вновь заговорили 22 апреля на Втором республиканский форуме учителей аварского языка. Председатель Ассоциации учителей аварского языка Баху Мухидинова высказала мнение, что родной язык – это язык воспитания, а не просто образовательный предмет. Воспитывать детей, по словам Мухидиновой, некому и некогда, кроме как на таких в школе. И поэтому надо обратить особое внимание на преподавание родных языков и литературы в образовательных организациях, считает она.
Министр образования и науки РД Шахабас Шахов пояснил, что проект Учебного плана был выставлен на сайт для общественного обсуждения. Сейчас этот план уже снят. Но выступившие на мероприятии учителя, ученые и деятели культуры заявили, что родной язык необходимо изучать еще в дошкольных учреждениях.
Сегодня в школах Дагестана дается 356 урочных часов родного языка и литературы. Некоторые родители предпочли бы, чтобы и эти часы были отданы изучению русского или иностранных языков. Другие считают эти предметы жизненно необходимыми.
У Айшат Исаевой двое детей-школьников. По ее словам , дело не в том, что она не хочет, чтобы дети изучали в школе родной язык, а в том, что преподавание родного языка в школе не в лучшем положении.
«В восьмом классе моего сына лишь пятеро посещают урок родного языка, многие предпочитают ходить на Дагестанскую литературу. У всех детей разный уровень владения языком, поэтому нет полноценного процесса обучения. С каждым учитель занимается индивидуально, а мой сын, который хорошо владеет языком, бездельничает на уроке. В такой ситуации ему было бы полезнее это время уделить, например, английскому языку, или математике. А язык в первую очередь нужно прививать дома», — говорит Айшат.
Другого мнения придерживается Амир Магомедов из Ленинкента. Он считает изучение родного языка в школе необходимым, так как вместе с ним дети впитывают и культуру. По его словам, должное внимание изучению родных зыков уделяется не во всех школах города. «Сегодня очень важно сохранить родные языки, и если в школах перестанут изучать в обязательном порядке национальные языки, через несколько лет полностью исчезнет из школьной программы национальный компонент, а вслед, под угрозой исчезновения будет и язык», — говорит он.
Алиса Алдашева