В лаборатории физики НОУ «Гуманитарной гимназии им. М. Г. Гамзатова» состоялась конференция о возобновляемых источников энергии.
Мероприятие началось с презентации учащихся и их лабораторных работ, которые они подготовили для присутствующих (среди них был педагогический состав гимназии, родители учеников, представители СМИ, а также деканы дагестанских вузов). В кабинете физики на проекторной доске гимназисты представили схемы, рассказали о методах работы исследуемого ими объекта, а в соседнем кабинете, прямо за стенкой, находится лаборатория, где, собственно говоря, и воплощаются в явь теоретические знания маленьких гениев. К слову, «Гений» — название киностудии и газеты при гимназии М. Г. Гамзатова.
Ребята в своих лабораторных рассказали о расчетах системы солнечного теплоснабжения здания; расчетах среднемесячного потребления электроэнергии; провели исследование зависимости напряжения от силы тока в топливном элементе, исследование электролиза воды, занялись изучением закономерности последовательного и параллельного соединения солнечных модулей и т.д.
К примеру, ученик 9 класса Абдулкадыр Магомедов провел расчет экологического эффекта работы солнечной электростанции за счет вытеснения органического топлива из энергобаланса ЕЭС и определения вредных выбросов в атмосферу (сера, зола).
«Воздушная среда является наиболее уязвимой составляющей окружающей среды. Без нее невозможна жизнедеятельность человека, существование и развитие животного и растительного мира, так как в ней содержится основная часть кислорода и воздуха, имеющегося на планете. Атмосфере человеческой деятельностью причиняется огромный и невосполнимый ущерб. Вследствие тесной и неразрывной взаимосвязи всех природных составляющих окружающей среды загрязнение атмосферы неизбежно отражается на других средах: гидросфере, литосфере, биосфере. Выбросы вредных веществ в атмосферу постоянно увеличиваются с ростом урбанизации, строительством новых заводов и фабрик.
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха происходит вследствие выбросов в атмосферу вредных веществ при работе электрических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, мазут, дизельное топливо, уголь).
Одним из основных и самых крупномасштабных источников загрязнения атмосферы является ТЭС и ТЭЦ», — говорит он.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что цель лабораторной работы девятиклассника – рассчитать количество органического топлива, которое замещает солнечная электростанция «Гелиос» за время ее работы. А также определение вредных примесей в замещаемом топливе.
На вопрос, чем учащиеся интересуются больше всего, работник лаборатории возобновляемых источников энергии при кабинете физики Насрула Насрулаев шутливо отвечает, что в гимназии вообще царит особый энергетический дух. А как это работает? А для чего это надо? Такие и подобного рода вопросы в основном и задают ребятишки, но все это помогает узнать им, что такое возобновляемая энергетика, а самое главное — они понимают, что это все нужно для экологии, а не для того, чтобы заработать деньги.
Стоит отметить, тепловые электростанции работают за счет сжигания ископаемого топлива, что является более дорогим и менее экологически безопасным методом выработки электроэнергии, по сравнению с гидроэлектростанциями.
Атомные и многие тепловые электростанции несут так называемую базовую нагрузку, т.е. круглые сутки на максимальной мощности. Ряд тепловых электростанций, помимо электроэнергии, снабжают города и предприятия горячей водой и паром. В этом случае они называются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ).
Для выработки электричества ветряные электростанции используют ветер – возобновляемый источник энергии. Ветряные установки должны использоваться параллельно с электростанциями, вырабатывающими электричество другими способами, так как они эффективны только при довольно сильных порывах ветра. Фактически при слабом ветре работа ветряной электростанции прекращается на часы, а то и дни.