Есть люди, вошедшие в историю… их будут помнить долго. А есть люди, которые стали историей. Их не забудут никогда. Жизнь таких людей больше похожа на легенду или миф. Она полна удивительных событий, и порой сложно разобрать, какие из них происходили на самом деле, а какие нет. И в этом есть своя романтика. Одним из таких людей был Ал-Клыч Хасаев.
Лев Дагестана, Геркулес из Буглена, Чемпион чемпионов… у этого человека было много прозвищ. Его силой восхищались в Турции, Иране, Азербайджане, Китае и Франции. На борцовском ковре он разделывался с атлетами, считавшимися непобедимыми, с такой легкостью, будто это были не сильнейшие атлеты своего времени, а дворовая шпана. Справиться с ним не сумел даже легендарный Иван Поддубный – один из величайших борцов планеты.
Ал-Клыча можно назвать символом одной простой, но красивой истины: не важно, где ты родился и сколько денег было у тех, кто тебя воспитывал, ведь пустота в карманах простительна, непростительна лишь пустота в сердцах… важно лишь, к чему ты стремишься: давать что-то миру или постоянно у него что-то забирать. Важен лишь ответ на один вопрос: ты творец или грабитель?
Ал-Клыч был творцом. Он родился в простой крестьянской семье, где о богатстве и роскоши знали лишь понаслышке. Но, тем не менее, ему всегда было чем делиться с людьми. Поначалу лишь своей несокрушимой силой, которая позволяла ему мять металлические балки, перетаскивать с места на место тяжеленные камни и ломать подковы. Кажется, что это вообще означает – делиться силой? Ну подумаешь, продемонстрировал перед толпой зевак свою мощь, от этого у них ужин сытнее не станет. Но о чем эти «зеваки» вспоминали спустя десятилетия? О том, что у них на ужин была одна лишь репа? Или о чудесах, которые вытворял Ал-Клыч? Вот то-то же. Кстати, рассказывают, что необыкновенной силой обладала и сестра дагестанского богатыря – когда она пожимала руку мужчинам, те порой вскрикивали от боли.
Сила помогала Ал-Клычу зарабатывать на жизнь: он работал носильщиком в Темир-Хан-Шуре, затем грузчиком в торговом порту Порт-Петровска… а потом на него обратили внимание владельцы цирка, позвавшие его с собой на гастроли. Он принял предложение, и в тот момент начался его путь к мировой славе. Из циркового манежа он перебрался на борцовский ковер. Приставка «Ал», означающая «первый», появилась в его имени после побед на борцовском покрытии.
Миру он был известен под прозвищем «Робен». Он выходил победителем из схваток с такими силачами того времени, как поляк Станислав Збышко, австриец Иосиф Графельни, француз Рауль Ле Бешо.
Иван Поддубный, также павший жертвой Ал-Клыча, сказал о нем: «Это не человек, это сам дьявол, состоящий из стальных мускулов».
Есть легенда о том, как Ал-Клыч сразил в бою даже льва. Правдива это история или нет, сейчас уже не разберешь, но вот как об этом рассказывала дочь Ал-Клыча, Солтанат: «Отец выступал в Петербурге, на крупном турнире, посмотреть который приехал сам царь Николай II. Он одолел всех своих соперников – и последним пал любимец императора: он погиб в результате схватки. Говорят, царь был в гневе, его смогла успокоить лишь супруга. Он предложил борцу сразиться со львом, и тот согласился. Против Ал-Клыча выпустили разъяренного хищника. Лев ударил борца лапами, и тот оказался на земле. Лев бросился на него, но Ал-Клыч в полете схватил его за морду и разорвал ему пасть. От нечеловеческих усилий отец потерял сознание и пришел в себя лишь на третий день. Свидетели этого события были потрясены мощью Ал-Клыча. Изумленный Николай II щедро наградил отца за этот подвиг».
Об Ал-Клыче рассказывают как об удивительно щедром человеке. Получив неплохие деньги за выступления в цирке и борцовские достижения, прославленный атлет вернулся на родину состоятельным человеком. Но это не изменило его сути – он по-прежнему хотел давать, а не брать. Он часто покупал подарки беднякам, помогал им как мог. Но, конечно же, до последних дней жизни Ал-Клыч оставался артистом. Он продолжал при народе демонстрировать свою силу и принимать бесчисленные вызовы молодых борцов, мечтавших сразиться с прославленным атлетом. Мало кому удавалось оказать Ал-Клычу достойное сопротивление. Вещественным доказательством его физической мощи является скрученная в спираль толстая железная балка, которую в память о нем его внук вмонтировал в скалу, неподалеку от родного села богатыря, Буглен. Говорят, однажды Али Алиев отправился вместе со своими друзьями-борцами, среди которых был и самый титулованный вольник на планете – Александр Медведь, в селение Чох. По дороге Али Алиеву захотелось продемонстрировать своим друзьям «творение» Ал-Клыча. «Не может быть!» – воскликнул Александр Медведь, разглядывая балку. Наверняка, в этот момент он подумал, что если бы Ал-Клыч жил в наше время, то не ему, Медведю, принадлежало бы звание самого титулованного борца планеты.
Жизнь Ал-Клыча оборвалась трагически, на сороковом году. В смутное время гражданской войны, съевшее немало героев, он не искал личной выгоды, лишь пытался быть полезен народу, а потому метался с одной стороны на другую, не зная, какой путь поможет Дагестану. Летом 1920 года Ал-Клыч был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Попытки некоторых известных людей того времени освободить атлета не увенчались успехом. 12 июля он был расстрелян. Большевики держали место захоронения Ал-Клыча под секретом. К сожалению, оно неизвестно до сих пор.
Большевицкая власть сделала много для того, чтобы имя Ал-Клыча, как «врага народа», было забыто. Но таких не забывают. Для самого народа Ал-Клыч всегда оставался героем. Теперь он уже стал легендой, вспоминая которую сам становишься чуточку сильнее, вдохновленный силой и мужеством дагестанского богатыря. Таков уж он, этот Ал-Клыч – продолжает делиться своей силой по сей день.
Руслан Бакидов