Когда передо мной появилась маленькая фигура пожилой женщины в тёплом платке и длинном, тяжёлом пальто, я автоматически поднялась со стула и потянулась к ней поздороваться. Мозг зафиксировал обычную бабушку, и никакой мускул во мне не дрогнул.
Когда эту обычную на вид пожилую женщину мне представили, то глаза мои так округлились, что новая знакомая тихо рассмеялась. Этот смех означал: да, я вот такая непростая бабулька.
У неё молодо засверкали глаза, осанка выпрямилась, а речь… Она чеканила каждое слово, будто читала лекцию студентам.
Унайзат Джарудиновна Абакарова, учитель физики Ленинаульской первой школы, что в Казбековском районе. Личность известная и очень уважаемая. Она в своё время окончила Хасавюртовское педагогическое училище и Дагестанский государственный университет. За значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения награждена различными наградами и званиями.
Меня всё подмывало узнать, сколько же ей лет.
— Мне уже за семьдесят, — весело ответила она, прямо глядя мне в глаза. – Сомневаетесь в моих учительских талантах? Думаете, что не справляюсь со старшеклассниками? Мои ученики меня часто проверяют, пытаются обвести вокруг пальца, но, слава Аллаху, я на память не жалуюсь, и этим привожу их в удивление и восторг. К примеру, один из учеников не выучил урок и утверждает, что на прошлом занятии он отсутствовал, а я ему в ответ: ты сидел там-то в таком свитере, и прятался за спину такого-то ученика.
Справка.
В одном из геронтологических исследований сравнили психические функции людей разного возраста: молодых (18-20 лет), зрелого возраста (50-69) и преклонных лет (70-89). Оказалось, что наивысшие психические функции, такие как способность к суждению и оценке, значительно выше у пожилых людей, чем у молодых. А ведь суждение и оценка — наиболее высокие интеллектуальные способности. Они сохраняются даже в случаях патологического старения. Это лишний раз доказывает, что количественное уменьшение некоторых способностей не означает их качественного снижения. Никто из пожилых людей не согласен в старости поглупеть и потерять возможность говорить мудрое.
— Унайзат Джарудиновна, а как вы тренируете свою память?
— Постоянно над собой работаю. Моя семья воспитывалась на хорошей литературе, поэтому я много читаю, в последнее время особенно религиозную литературу, получается, что изучаю психологию, ведь религиозные книги, в основном, раскрывают душу человека. Часто провожу открытые уроки, олимпиады, недели физики, использую на уроках новые методики, современные разработки, то есть постоянно ищу что-то новое в преподавании своего предмета. Всем учителям известно, что качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий, и тем самым повышается эффективность образовательного процесса.
Я в последние годы часто задаю себе вопрос: а не пора ли мне идти на покой? И со своими сомнениями обращаюсь к своим ученикам. Провожу анонимное анкетирование. Печатаю вопросы: «Как вы считаете, на своём ли я месте? Не груба ли я с вами? Довольны ли вы моим преподаванием?» и так далее. И учителя и ученики проявляют ко мне полное уважение и доверие. Я думаю, что они мне не льстят.
— Школьники, абитуриенты и студенты не знают физики, конкурса на физфак нет.
Как вы считаете, почему выпускники не идут в науку? Может быть, учителя не умеют им привить любовь к научным открытиям?
— В корне с Вами не согласна. Могу это объяснить. В 1966 году я вела пять часов физики в неделю в одном классе, а сегодня… два часа. А ведь физика — это серьезный предмет. Он требует определенного внимания и определенного количества учебных занятий. Классическую механику (основу всей физики!) у 9-го класса свели к двум часам. Это не физика, а знакомство с явлениями. Плюс с работы уходят старые кадры — и по состоянию здоровья, или по возрасту… А на их место никто не приходит — некому. Это очень грустно.
Ни один, даже самый талантливый учитель, за два урока в неделю научить физике детей не может! Я считаю это серьезным недостатком. Уровень знаний снижается с каждым годом. Я думаю, что причина: в реформе. Личностным результатом обучения физике становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.
— А если у вашего ученика нет любви к физике, и он на уроках хулиганит, как Вы с ним поступаете?
— Я противница силовых методов, а если быть откровенной, то мои ученики меня в два раза выше, поэтому я оставляю хулигана после уроков и говорю ему: «Ты очень умный, но почему-то поступаешь не умно. Если тебе что-то непонятно, ты откровенно скажи об этом. Мы с тобой можем заниматься после уроков». Я знаю одно, что приглашать родителей я не стану, ведь родители моих учеников для меня те же сами ученики. Родителей в воспитательный процесс не вмешиваю.
В селениях легче научить детей дружить, нежели в больших городах. Однажды я узнала, что старшеклассники стравливают учеников младших классов и заставляют их драться. Я вызвала к себе зачинщика и пристыдила его, дескать, ты, как старший брат, должен сплачивать детей, а не наоборот. Мы сильны только дружбой, а не ненавистью.
— А можете сходу назвать фамилии учеников, которыми Вы гордитесь?
— Асият Хаджиалиева. В истории нашей школы она первая выпустилась с золотой медалью и теперь учится в Саратовском медицинском университете. Я думаю, что такой второй ученицы не будет.
— В последнее время все больше людей говорят, что они боятся старости. Возможно это связано с тем, что социальная обстановка становится все менее предсказуемой.
— Я думаю, что геронтофобия — это есть боязнь нереализованности своего предназначения. Когда ты прожил богатую, интересную жизнь и сделал все, к чему стремился, то о прожитых годах не жалеешь. Люди, которые могут себе позволить всё, и те, кто едва сводит концы с концами, одинаково подвержены страху старости, и проявляется он у них одинаково.
Вера ЛЬВОВА
P.S. К сожалению Унайзат Джарудиновна отказалась сфотографироваться, сославшись, что не фотогиенична. Я ее поняла: женщина в любом возрасте остаётся женщиной, думающей о своей привлекательности и женственности.
НАША СПРАВКА
Мир вокруг нас стремительно меняется, во всех развитых странах люди живут все дольше и дольше. В Японии старым человеком считают того, кто достиг 90-летнего возраста, а до этого времени он таковым не является. Средний возраст президентов крупнейших японских корпораций составляет 64 года. Уже сейчас правительства многих стран готовятся к тому, что в ближайшем будущем почти половина населения будет пенсионного возраста, поэтому все больше психологических исследований посвящены изучению пожилых людей. Наблюдая людей во второй фазе зрелости, психологи выделили "кризис старшего возраста", который выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Такой кризис особенно остро переживается теми людьми, которые живут в состоянии поглощенности собой и основным предметом их заботы являются их личные потребности и заботы. Эти люди как бы выпадают из общества, их межличностные отношения обедняются. Обнаружено, что люди, способные проявлять заботу о будущих поколениях способствуют выживанию своего рода.
Доктор медицинских наук Александр Николаевич Рубакин много лет занимался исследованиями процессов старения. Он прожил 90 лет и не прекращал работать до последних дней. Книгу, в которой обобщены его научные взгляды, он назвал "Похвала старости". "Старость, — считал он, — это результат того, что человек взял от жизни и что он ей дал". Он доказал, что бездействие ведет к атрофии. Поэтому для предупреждения преждевременной старости надо не щадить себя, а наоборот, вести очень активный образ жизни.
С другой стороны, в результате работы наступает утомление. Поэтому после нагрузки необходимо расслабление. Благодаря такому чередованию любой орган развивается и совершенствуется.
Многие геронтологи считают, что мышечная, двигательная и сенсорная (относящаяся к ощущениям, чувствам) тренировка может поднять некоторые физиологические механизмы на очень высокий уровень, а следовательно продлить жизнь, замедлить старение.
Это особенно характерно для людей, занятых творчеством.
В мозге людей, активно работавших до последнего дня, признаки атрофии очень слабы или даже отсутствуют (в отличие от тех, кто пренебрегал умственной нагрузкой).
В качестве примера можно привести небольшой список имен людей, занимавшихся разной, но очень активной творческой деятельностью и проживших долгую жизнь:
Микеланджело Буонарроти, скульптор, живописец (1475-1564 гг.) — 89 лет
Тициан, живописец (1477-1576 гг.) — 99 лет
Джузеппе Верди, композитор (1813-1901 гг.) — 88 лет
И.П.Павлов, физиолог (1849-1936 гг.) — 87 лет
Бернард Шоу, писатель (1856-1950 гг.) — 94 года
Этель Войнич, писательница (1864-1960 гг.) — 96 лет
Бертран Рассел, математик, философ (1872-1970 гг.) — 98 лет
С.Т.Коненков, скульптор (1874-1971 гг.) — 97 лет
Альберт Швейцер, мыслитель, врач, музыкант (1875-1965 гг.) — 90 лет
Мартирос Сарьян, художник (1880-1972 гг.) — 92 года
Пабло Пикассо, художник (1881-1973 гг.) — 92 года и другие…