В Москве во вторник, 4 февраля, прошло заседание Коллегии Министерства регионального развития РФ по вопросам реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года и формированию системы документов территориального планирования. В нем принял участие и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, сообщили в Управлении пресс-службы и информации администрации главы и Правительства РД.
В этом году работа Коллегии началась с рассмотрения вопросов реализации Стратегии развития Северо-Кавказского округа. По словам министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, на первом этапе реализации Стратегии созданы специальные институты развития, особые экономические зоны и промышленные кластера.
«Продолжается реализация территориальных ФЦП и инвестпроектов с участием Инвестфонда и госгарантиями РФ. Эти меры дали определенные положительные результаты. Неслучайно в первую двадцатку рейтинга субъектов РФ в 2013 году вошли три региона СКФО – Чеченская Республика (7 место), Республика Ингушетия (12 место), Ставропольский край (15 место)», – отметил руководитель ведомства. «На новом этапе реализации Стратегии, – добавил министр, — мы должны продолжить формирование условий для привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест, решить проблему дефицита социальной инфраструктуры и, в частности, ликвидировать трехсменное обучение в школах, улучшить качество здравоохранения и реализовать проект создания многопрофильного медицинского кластера в регионе Кавказских Минеральных Вод. В результате – к 2025 году обеспечить 6-кратное, по сравнению с 2012 годом, увеличение валового регионального продукта округа – с 1178 млрд до 6193 млрд рублей, 8-кратный рост частных инвестиций, существенное снижение безработицы и смертности населения».
Рамазан Абдулатипов, говоря о решении задач социального, экономического развития, повышения качества жизни, подчеркнул, что Министерство регионального развития – один из эффективных и активных субъектов социально-экономического развития регионов. «Укрепление российской нации – это фундаментальные задачи, которые поставлены перед Министерством, и они решаются. То, что основные поручения по Стратегии и перечень мероприятий выполнены, говорит о том, что Минрегион состоялся. И то, что Президент точнее определяет приоритет деятельности ведомства в современных условиях, приближает Минрегион непосредственно к задачам регионального развития», – добавил глава республики.
«В 1990 году я, будучи председателем Совета национальностей Верховного Совета РСФСР, провел в Дагестане Всероссийскую конференцию «Выравнивание стартовых уровней развития регионов при переходе к рыночной экономике», – продолжил Р. Абдулатипов. – Мы все эти годы пытаемся уходить от этой задачи в той или иной степени, а она является основополагающей для развития страны в целом, для интеграции страны, для решения многих вопросов жизнедеятельности людей и т. д. Эта фундаментальная задача не решена в современных условиях. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года обозначает эту проблему теоретически, но на практике уходит в решение частных вопросов, которые можно было бы решить без региональной стратегии на уровне субъектов федерации.
То, что эта Стратегия разработана, дело хорошее. То, что над реализацией этой Стратегии работает один из эффективных менеджеров нынешней экономики – Александр Геннадьевич Хлопонин – это тоже хорошо. И в республиках разработаны соответствующие стратегии, это тоже дает хорошие ориентиры для разработки конкретных программ субъектов Федерации. В какой бы общественной формации мы ни жили, у нас все время есть желание построить коммунизм. Я еще раз говорю, что общие ориентиры необходимы, и они в этой стратегии есть».
Глава Дагестана высказал свое мнение и по поводу ФЦП «Юг России». Эта программа, по словам Абдулатипова, позволила решить многие вопросы жизнедеятельности регионов на Северном Кавказе, однако важно, чтобы она ориентировала субъекты Федерации именно на развитие и интеграцию.
«Все программы и стратегии состоятся только в том случае, если будут соответствующие ресурсы. А ресурсы – это уже состояние бюджета страны в целом. Кажется, мы совершенно неразумно управляем ресурсами, которые есть на местах. Во-первых, существующие институты развития совершенно не эффективны. Они ориентированы только на получение и на то, чтобы потратить полученные деньги. Поэтому мы создали Стратегический совет развития Республики Дагестан, в его рамках подписано Соглашение о создании Корпорации развития РД. В эту Корпорацию республика уже внесла около 3 млрд различных ресурсов, которые у нас есть, и, прежде всего, земельные. Но оказалось, что без федеральной поддержки она не может развиваться. Соответствующее поручение об оказании поддержки было принято на федеральном уровне», – сказал Рамазан Абдулатипов.
«Самая главная задача – интеграция региона, обеспечение взаимодействия региона с другими территориями, – продолжил глава Дагестана. – Республика, когда я пришел, оказалась полностью закрытой, у республики нет нормальных экономических отношений ни с одним регионом. К примеру, рядом развивается Азербайджан, у нас с ними нет ни одного экономического проекта. И каждый субъект замкнулся в себе. Так страна не может развиваться.
Мы в Дагестане добывали 2 400 тыс. тонн нефти во времена Советского Союза, сейчас в 10 раз меньше. В Азербайджане увеличили эту добычу в 10 раз. Мы покупаем газ, когда у нас в запасе 800 млрд кубов. Есть такие же запасы и нефти. Я не могу подступиться к этим вопросам, у меня таких полномочий нет. У нас в руках, у регионов, фактически нет нормально работающих источников развития. Хотелось бы, чтобы мы все проводили соответствующую государственную политику. Работа, проводимая Министерством регионального развития, правильная. Но нам надо выходить на качественно новый уровень разработок этих программ. Эти программы должны ориентировать субъекты на развитие, ориентировать наши регионы на интеграцию».
«Я совершенно не понимаю, кому нужно было формировать Северо-Кавказский федеральный округ. Всю историю мы занимались интеграцией нерусского сообщества в русское, а тут все наоборот! Поэтому считаю, что после Олимпийских игр надо восстанавливать округ от Ростова и ниже и заниматься интеграцией региона», – заключил глава Дагестана.
Выступившие на Коллегии главы и других субъектов СКФО также обозначили свои акценты в стратегии развития макрорегиона на перспективу.
Министр регионального развития Игорь Слюняев, подводя итоги заседания, обозначил следующие задачи: каждому субъекту в составе СКФО попытаться найти себя в стратегических приоритетах развития страны, затем – в стратегических приоритетах развития округа и при этом «уделять особое внимание сфере материального производства, а не создавать экономику мыльного пузыря».
«Отдельная задача – имидж Северного Кавказа, над которым надо работать, используя все существующие инструменты. Нельзя сбрасывать со счетов и проблему безопасности, потому что никакой инвестор не придет, если эта ключевая проблема не будет решена. Но имидж и безопасность – вещи не всегда совпадающие. Очень важно их разделять, работая как в одном, так и в другом направлении», – сказал Игорь Слюняев.
Низами Гаджибалаев