Красивая, элегантная, улыбчивая, ровная в общении с учениками и родителями – Динара Дадаевна с первых минут знакомства влюбляет в себя всех и вся. Я с таким удовольствием познакомилась с её методами работы, что решила поделиться своими впечатлениями через газету.
К примеру, открытый урок по сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Дети вначале рассказали об авторе. Затем в ход пошла «тяжёлая артиллерия» — инсценировка сказки. Юные артисты в старинных русских нарядах создали атмосферу 18 века. Всё было рассчитано по секундам. Показательный урок прошёл без сучка и задоринки на высочайшем уровне. После «разбора полётов» открытого урока, я со своими восторженными «ахами и охами» направилась к Динаре Дадаевне. Вначале, как всегда, знакомство.
Окончила Шемеева Хасавюртовское педагогическое училище, Дагестанский государственный университет, работала девять лет заместителем директора в Султанянгиюртовской школе, а избрала она эту профессию по совету своей знаменитой матери Нурьян Зайнудиновны, очень уважаемой в Кизилюртовском районе учительницы по русскому языку и литературе, работающей в первой Султанянгиюртовской средней школе долгие годы.
— Мама дала мне всё, — с огромным чувством благодарности делится своими мыслями Динара Дадаевна. – Я училась в её классе, и мне тогда это не нравилось. Она меня гоняла по всем статьям. Её всегда любили дети, хотя она была очень строгая. Что в ней нравилось? Честность, принципиальность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, а самое главное, умение подобрать ключики к старшеклассникам.
Мы с мамой всегда как подруги. Вообще- то, в нашей семье все уважают друг друга и поддерживают во всём. Моей бабушке 93 года. А она для нас самый любимый человек.
— Динара Дадаевна, когда я обычно прошу учителей определить самую главную задачу в воспитании личности, они теряются и начинают перечислять задачи, направленные на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных норм поведения, приобщение к системе культурных ценностей, трудолюбия, умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, активной жизненной позиции, навыков здорового образа жизни и так далее.
Я, конечно, их понимаю, но ведь нельзя объять необъятное. Что-то должно быть первичным. Могу привести пример. На днях на одном из моих выступлений в махачкалинской гимназии, произошёл такой случай. После просмотра моего детского фильма, я начала задавать вопросы с целью выяснения лучшего кинокритика. И вдруг обратила внимание на то, как мальчик на последней парте заплакал. Решила выяснить причину плача. А мне учительница тихо говорит: «Не обращайте внимание, он просто капризничает».
Я знаю детскую психологию. На мальчика, отличающегося плохим поведением, надо смотреть по-новому, терпимо. Учительница считала, что у ученика нездоровый мотив. Каприз. Я же решила, что мотивация такого поведения может быть вполне здоровой. К примеру, он сопротивляется невнимательному к нему отношению или к подавлению личности. И не ошиблась. Мальчик, оказывается, сильно обиделся на меня, так как он поднимал руку, а я его проигнорировала.
Я решила исправить свою ошибку. Спросила его, на какие вопросы он хотел ответить? Ответы были правильными. Тогда я извинилась перед ним и предложила ему постоять рядом со мной у доски, и отвечать только на те вопросы, на которые не ответят его одноклассники. Одним словом, мальчик занял второе место в конкурсе, получил подарок от меня, и мы расстались друзьями.
После мероприятия меня пригласили в столовую пообедать. Мы с учителями сидели за столом, я о чем-то бурно рассказывала, и тут сзади крепко за шею меня обняли детские руки. Я повернулась и увидела счастливое лицо того победителя, а рядом с ним стояла очень скромная и тихая молодая женщина. Она дрожащим голосом спросила меня: «А разве мой сын на самом деле способный? Мне учительница говорит, что он суперактивный и его надо держать в чёрном теле».
Я её успокоила, как могла. Но мне стало очень грустно после той встречи.
Мы часто говорим о «личностных проблемах», а что именно понимается под этой фразой, зависит от того, кто высказывает мнение по этому вопросу. Если же учитель, который хочет, чтобы его ученики были невидимыми и неслышимыми, ходили строем, отвечали только то, что хочет услышать учитель, то вряд ли мы сможем говорить о воспитании ярких незаурядных личностей. А ведь большинство детей, став взрослыми, так и не пытаются протестовать против того, что их лишают насыщенной эмоциональной жизни, радостей творчества. Все должны быть серыми и не высовываться. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.
— Я с Вами согласна, но ведь у учителя время ограничено, к тому же у него цель: качественно дать знание ученикам. И думать о «личностных проблемах» каждого ученика некогда, к тому же не все учителя — сильные психологи. Но я бы хотела поднять вопрос о необходимости в становлении личности печалей, тревог, тоски, смятений и страданий. Возможно ли развитие ребёнка без этих негативных стрессов и чувств? Если печаль и страдания иногда необходимы для развития личности, то мы не должны с ними бороться и думать, что они несут с собой только зло. Мы часто говорим детям: добро побеждает зло. Зачем непременно вступать в борьбу, а нельзя ли просто иногда давать маленькому человеку пройти через боль, унижение, так как эти чувства и эмоции могут принести с собой и добро. Если мы будем всегда оберегать ребёнка от страданий, угрызений совести, то это может вылиться в избалованность, это может помешать его внутреннему росту, дальнейшему развитию индивидуальности. Я думаю, что везде и во всём должна быть золотая середина.
Эмоции бывают разные. Из психологии мы знаем, что эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Потребность ребёнка в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в работе за достижение самых разных целей. Под влиянием эмоции изменяются все жизненные процессы. Положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли. К примеру, учитель объявляет ученикам, что будет внеплановая контрольная работа. Какие эмоции появятся у слабого ученика нетрудно догадаться?
Ребёнок более подвержен влиянию эмоций, чем взрослый, следовательно, нужно создать положительный психологический микроклимат в классе. Если ученик не боится учителя, если он не боится насмешек своих одноклассников, то на основе эмоционального насыщения появляется успех в образовательном процессе. А переживания в виде скуки, тоски, утомляемости, страха ведёт к разочарованию в учёбе.
Каждый родитель, отправляя первоклассника в школу, знает, что тот хочет учиться только хорошо. Первоклассник влюбляется в свою учительницу потому, что та учит, руководит, помогает в серьёзном деле – учении. Значит, надо помочь ему, обеспечить возможность во всей полноте пережить радость успеха, поэтому хороший и опытный учитель формирует в своих учениках положительное отношение к жизни, чувство радости от каждого проведённого дня в школе.
В эмоциональном состоянии поисков, находок кроется то, что мы называем интересом к учёбе. Но самой важной и главной эмоцией является удивление. Удивление – это надёжная тропа мышления перед истиной, перед силой человеческого ума, перед собственной мыслью.
Как только человек перестаёт удивляться, он превращается в старца. Он — живой труп. Поэтому многие песни и психологические занятия посвящены этой теме, теме пробуждения.
Наша – учительская задача — состоит в том, чтобы в своих учениках развивать радостное, положительное отношение к жизни, радость умственного труда, успеха в учении от преодолённой трудности и повышения коммуникации. Научить жить в коллективе, ибо серьёзные изменения в психологическом развитии личности учащихся происходят именно при организации коллективных форм деятельности.
— Недавно я провела литературный конкурс «Проза-детям» в Чебоксарах и одна из учительниц категорически заявила, что любые конкурсы – это унизительно для конкурсантов. Как Вы считаете, возможно, она права?
— На мой взгляд, она ошибается. Если бы не было конкурсов, олимпиад, то как бы мы выявили одаренных детей? Конкурсы пробуждают в учениках желание себя показать, дают толчок к действиям. Ещё в третьем веке Эпикур написал, что у каждого человека одно из желаний является ни естественным (сон, еда), ни необходимым – это честолюбие и слава.
Конкурс – это возможность взглянуть на свою жизнь другими глазами. Быть с собой честным и двигаться дальше. Страх поражения и есть первопричина отказа от конкурсов.
Писатель Коэльо сказал, что только одно делает исполнение мечты невозможным – это страх неудачи. Прежде, чем стать бабочкой – гусеница поверила в себя. Конкурсы учат поверить в себя.
Не забывайте, что школа в переводе с греческого означает «досуг». Под досугом подразумевали беседы мудрецов-философов со своими учениками о науках. А мы должны со своими учениками говорить обо всём, с тем, чтобы, покинув школу, они вспоминали её только добрыми словами.
Вера ЛЬВОВА