Жизнь и деятельность Ахмеда может служить нашей молодежи примером преданности своему осознанному и избранному делу. Родился в 1888 году, детство прошло в Кумухе, где относительно сильны были мусульманские и во многом светские культурные традиции. Его подлинное имя Каради, нередко сам называл себя Каради. Не родители его устраивали и толкали к учению, а сам стремился к этому с ранних лет. Его современники отмечали, что он был целеустремленным и настойчивым еще в примечетской школе и медресе. Он получил мусульманское и светское образование.
Активно участвовал в борьбе за установление советской власти, в эти годы в конспиративных целях изменил свое имя, стал Ахмедом. Так и остались за ним эти имена – Ахмед и Курди Закуев.
В Азербайджане, где прошла большая часть жизни, он известен как Заку-Заде. Ахмед был человеком многогранного таланта: поэт, драматург, журналист, педагог, философ и общественный деятель.
На формирование его воззрений большое влияние оказали Саид Габиев и Гарун Саидов. Еще в 1914 году он участвовал в постановке пьесы Г. Саидова "Лудильщики" и выступал со стихами, где выражал свое возмущение тем, что дагестанцы сильно отстают в своем развитии от европейских народов. Курди пишет в воспоминаниях, что, приезжая на побывку в Кумух, Габиев обучал его, как и многих других детей, русской грамоте, прививал любовь к знаниям и общественно-политической деятельности. Курди опубликовал в газете «Джаридату Дагестан» («Газета Дагестана»), издававшейся на арабском языке и редактируемой Али Каяевым, статьи, доказывая, что ислам вовсе не препятствует науке. Религия дает смысл жизни и служит связью между Творцом и человеком, наука же – это способ познания окружающего мира.
В 1917 году Курди стал членом Дагестанского "Просветительско-агитационного бюро", издавал и редактировал газету «Илчи» ("Вестник") на лакском языке, сотрудничал с рядом других газет, руководимых и направляемых большевиками. В статьях в «Илчи» он обличал старые общественные порядки, но до конца жизни поддерживал религию, будучи знатоком ислама.
В 1918 году Закуев нелегально через Грузию пробрался в Турцию, поступил на философский факультет Стамбульского университета. После окончания университета в 1921 году Куди вернулся в Баку. Здесь он стал кандидатом, а затем доктором философских наук, профессором и до конца своей жизни преподавал педагогику, психологию и историю философии в вузах.
Закуев знал арабский, турецкий, русский, азербайджанский и лакский языки и культуру мусульманского мира. Благодаря этому он стал одним из ведущих исследователей философии Востока в СССР. Будучи на научно-теоретических конференциях в конце 1950 — начале 1960-х гг., я дважды встречался с Курди. Он говорил с явно выраженным азербайджанским акцентом. По словам его азербайджанских коллег, он не участвовал в общественно-политической жизни, общался с коллегами только по нуждам службы и науки, отличался большой скромностью. На мое предложение приехать в Дагестанский университет для чтения спецкурса он, улыбнувшись, сказал: «Там мусульманская философия не нужна». Меня удивила перемена в характере Курди. Ведь он был в свое время активным, энергичным общественно-политическим деятелем. Может быть, характер научно-педагогической деятельности наложил отпечаток на его поведение?
Только преданный науке человек может иметь такие результаты, как он. Им опубликовано в Азербайджане много десятков работ, среди которых четыре монографии. В первой из них – «Арабоязычная психология на Ближнем и Среднем Востоке в средние века» – по существу делаются первые попытки проанализировать психологические воззрения многих выдающихся ученых и мыслителей мусульманского Востока. Она остается интересной и пока одной из наиболее крупных работ в этой области.
B монографии «Абу Али Ибн Сина» прослеживаются различные стороны творчества этого энциклопедического ученого. Конечно, современные исследования намного расширяют наше представление о наследии Ибн Сины. Особенно много было сделано в связи с тысячелетием со дня его рождения (1980 г.). Но исследование Закуева об Ибн Сине не потеряло своего значения, оно по-своему оригинально.
По нашему мнению, особенно важны его работы «Философия «Братьев чистоты»» и «Философия Ан-Наззама». Они написаны на редких источниках и материалах, собранных им по крупицам. Закуев повествует, что в середине X в. в Басре существовало тайное общество «Братьев чистоты». Его полное название: «Общество братьев чистоты, друзей верности и людей справедливости». Общество имело конспиративную форму организации, тайно распространяло свои произведения и ставило в основном просветительскую цель. Имена главных его членов известны. Среди них был и один азербайджанец.
Ан-Наззам, которому посвящена другая монография, жил в первой половине IX века. Он создал популярную философскую школу и вырастил выдающихся для своего времени ученых. Его труды не сохранились. Но Закуев воссоздал его образ как личности и философа на основе высказываний его учеников и единомышленников, работ его противников.
Похоронен Курди Закуев в Баку, в аллее почетных захоронений выдающихся деятелей Азербайджана.
Магомед Абдуллаев