В Московском музее современного искусства проходит персональная выставка Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору». Это первая крупная выставка художницы в Москве, на ней представлены ее работы разных лет.
«Облако, зацепившееся за гору» состоит из историй, связанных с современным Дагестаном. С этих историй начинаются все произведения Таус Махачевой, и их рассказчиками выступают «носители языка»: простые люди, бытовые вещи и предметы декоративно-прикладного искусства, природный ландшафт, традиции, семейные предания и институциональные архивы, говорится в аннотации на сайте музея.
Сквозной работой выставки стала коллекция дореволюционных фотографических открыток «Кавказские типы». «Быт и нравы народов Кавказа предстают на них как экзотика, будоражащая воображение», пишет обозреватель газеты «Коммерсантъ» Игорь Гребельников.
С «Кавказскими лицами» связаны все разделы выставки. Например, в проекте «Словарь» представлен язык жестов и поз современного дагестанского джигита, где герой показывает разные способы сидения на корточках, разминку шеи, рук и ног, различные способы приветствия между мужчинами.
«При всей реалистичности мир Таус Махачевой полон метафор и изысканных визуальных находок, открывающих поэтическое в будничном, таинственное — в ритуальном», — пишет Игорь Гребельников.
Вот две фигуры, полностью скрытые в белых коконах, мелькают посреди празднично накрытых банкетных столов (работа «Пространство торжества»). Гости еще не собрались, но нарядный интерьер уже заряжен странным волнением, исходящим от этих призраков.
Посреди руин <Гамсутля> разворачивается хореографическое действо: танцор изображает позы персонажей, относящихся к разным эпохам. Тут и герои картин известного баталиста XIX века Франца Рубо, писавшего на Кавказе, и трактористы с прочими колхозниками периода коллективизации, и изгнанный из села персонаж какой-то любовной истории. Это ли не магический реализм, отменяющий ход времени?
Щекочет нервы и другая работа, снятая в горах, — «Канат»: ее показывали на последней Венецианской биеннале. Канатоходец, балансируя над ущельем, переносит с одной вершины на другую картины из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств, чтобы разместить их там в подобии современного музейного хранилища, — это метафора того хрупкого баланса, в котором находится искусство.
Выставка «Облако, зацепившееся за гору» продлится до 4 февраля.
Таус Махачева родилась в Москве в 1983 году. Получила диплом бакалавра в Голдсмитском колледже в Лондоне в 2007 году, а также диплом магистра в Королевском колледже искусств в столице Британии в 2013 году. Окончила московский Институт проблем современного искусства в 2009 году.
Ее работы хранятся в галерее Tate Modern (Лондон), в музее современного искусства MUHKA в Антверпене, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства (Москва), в собрании Sharjah Art Foundation (Шарджа), в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, в собраниях Газпромбанка, Vehbi Koç Foundation (Стамбул), Yarat Foundation (Баку), Kadist Art Foundation (Париж, Сан-Франциско), Videoinsight Foundation (Турин), в музее Uppsala Konstmuseum (Уппсала), а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Отдел новостей «МД»