Визитная карточка
Ахмат Сулейманович Арсланов, заслуженный врач РД, родился 8 января 1936 года в селении Айгыр-Тюбе Ногайского района.
В 1954-м поступил в Дагестанский медицинский институт.
Он стал первым хирургом-ногайцем в своём районе.
В институте получал именные стипендии: Сталинскую, Ленинскую.
В 1960 году после вуза трудился в Терекли- Мектебской районной больнице заместителем главного врача по лечебной части.
В 1962-м поступил в аспирантуру по хирургии при кафедре госпитальной хирургии Дагмединститута.
Кандидатскую диссертацию на тему «Изменения печени при тиреотоксикозе и степень их обратимости» успешно защитил в Всесоюзном институте экспериментальной эндокринологии и химии гормонов Академии медицинских наук СССР г. Москвы в 1966 году.
В 1980-м стал доцентом кафедры госпитальной хирургии Дагмединститута.
Окончил Высшую партийную школу при Дагобкоме КПСС, хотя и был беспартийным.
Опубликовал 56 научных статей в различных печатных изданиях.
Активно участвовал в работе Всесоюзных научных съездов, конференций в Баку, Москве, Минске, Ленинграде.
В 1986 году по предложению министра здравоохранения Дагестана И. М. Ибрагимова Ахмат Арсланов был переведён в Министерство здравоохранения РД главным хирургом.
В 1989-м его назначили 1-м заместителем министра здравоохранения РД.
Ахмат Сулейманович организовал и провёл юбилейный съезд хирургов Дагестана, посвящённый основателю дагестанской хирургической школы академику Рашиду Пашаевичу Аскерханову.
В 1989 году Арсланова наградили знаком «Отличник здравоохранения СССР», профессиональной медалью имени Соловьёва.
Ему присвоено звание «Заслуженный врач Республики Дагестан».
Врачей в семье Арслановых больше двадцати. Три дочери, племянники, внуки.
В этом году исполнилось 55 лет, как Ахмат Сулейманович Арсланов, заслуженный врач РД, первый раз взял в руки скальпель. Этот путь он избрал не случайно. В их многодетной семье все разговоры велись только вокруг медицины.
В их ногайской семье Ахмат был первым, кто окончил среднюю школу с отличием. Несмотря на крепкие знания, он очень переживал за русский язык, но учительница Хренникова, видя страдания своего ученика, стала заниматься с ним дополнительно. И Арсланов без особых проблем поступил в медицинский институт.
ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ
Он как сейчас помнит свой первый рабочий день. Это было первого августа в Терекли-Мектебе. Ни одного больного. Слонялся по двору, читал газеты. Так прошло три дня. Его друг Расил Заргишиев — терапевт – в поте лица принимал больных.
После работы переночевал у брата. Утром сели завтракать, и его по телефону срочно вызвали в больницу.
Приехал. Полный двор людей. В палате лежала молодая женщина из близлежащего аула с пятьюдесятью процентами ожогов: обычно о таких больных говорят, что только чудо может спасти. Она топила печь кизяком, и на ней загорелось платье.
Ахмат увидел её и пал духом. Мысль тягостно крутилась: ну почему его первая больная оказалась обожженной, ведь это может окончиться летальным исходом…
Он так растерялся и расстроился, что вышел к родственникам пострадавшей и честно им признался, что лучше будет, если они повезут её в Махачкалу, к опытным хирургам.
А время шло. И тут на выручку пришёл его друг Расил Заргишиев. Он сказал родственникам женщины: «Если вы нам доверяете, то мы возьмёмся за операцию».
Одна из самых пожилых женщин произнесла мудрые слова: «Да поможет вам Аллах и моей невестке. Вы делайте своё дело, постарайтесь сделать всё как положено… Будем уповать на Всевышнего».
Медсестрой тогда работала Мария Фёдоровна, очень опытная, которая даже во время войны помогала известным хирургам. Пока молодые врачи разговаривали с родственниками, Мария Фёдоровна всё к операции подготовила. Вот стоят два врача и с опаской на обожженную смотрят, а Мария Фёдоровна командирским голосом им говорит: «Доктора, приступайте!»
Ахмат с Расилом вздрогнули и… для начала вывели больную из шока, а, окончив перевязку, позвонили в Махачкалу. Приехал консультант Замалутдин и похвалил за решительность и быстроту действия. И предложил долечить больную… электрическим каркасом. Расил тут же подхватил идею.
Ахмат возмутился: «Ты что, шутишь? Где электричество, к тому же круглосуточное? Для каркаса нужны специальные лампочки, а где их возьмём?»
«Каркас нам сделает завхоз, дядя Борис, у него руки золотые, он что хочешь сделает. Эскиз мы срисуем из медицинского учебника. А насчёт электричества тоже есть идейка: около больницы стоит электродвижок, мы поедем к энергетикам и попросим их провести дополнительную электролинию».
Ту больную они выходили, вскоре она стала матерью.
Прошло три недели. В один из этих дней в кабинет к Ахмату зашёл родной дядя — чабан. Разговор родственник начал издалека: есть ли у племянника опыт хирурга, много ли операций он уже провёл. Ахмат честно и откровенно признался, что к нему поступают только обожженные. Первая обожглась при топке печи, вторую ударила шаровая молния, третья ошпарилась в бане кипятком…
— А почему тебя интересуют мои операции? — спросил Ахмат дядю.
— Хочу знать, лёгкая ли у тебя рука, – уклонился от прямого ответа родственник. – Нужно срочно удалить аппендицит, на раздумывание времени уже нет.
Операция оказалась сложной: воспалённый отросток спрятался за толстой кишкой. После операции дядя уважительно произнёс: «Теперь я в тебе уверен».
Через полгода Ахмат уехал к профессору Михаилу Тимофеевичу Нагорному поднабраться опыта, а вскоре поступил в аспирантуру.
О СЕМЬЕ
Мать всегда искала ему невесту. Она вечером за ужином говорила сыну:
— Была в соседнем селении, познакомилась с дочерью уважаемого человека, думаю, что эта девочка будет тебе верной спутницей жизни.
— Мама, — возмущался Ахмат, — я учусь только в седьмом классе, а ты мне уже невест подыскиваешь.
— Я знаю, что на старости лет буду жить с тобой, — спокойно отвечала мать, — а значит, с твоей женой, и она мне должна быть как дочь.
Во время учёбы в институте друг познакомил Ахмата с прекрасной девушкой. Когда Ахмат её увидел, то вспомнил, что уже с ней был знаком. Еще в седьмом классе он с братом ездил на полуторке в соседний аул за кизяком. Брат пошёл в дом, а вскоре из него вышла девочка с кувшином и подала ему воду. Вот тогда он с ней познакомился. С Савкат, Сонечкой. Она тоже, окончив школу, училась в медицинском училище.
Это произошло в 1957 году. Ахмат отдыхал в санатории, а его соседом был пожилой мужчина, к которому приехала молодая женщина с десятилетней девочкой. Ахмат принял её за внучку соседа. Вечером, когда они остались наедине, пожилой сосед грустно сказал: «Это была моя старшая дочь. Считаю, что дети должны появляться на свет, когда ты ещё молод и полон энергии». Это произвело на Ахмата Сулеймановича впечатление. Приехав из санатория, он сразу сделал Савкат Баевне предложение.
НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ
Ахмат Сулейманович всегда веселый, жизнерадостный и счастливый. Был такой случай в его жизни. Поехал он в Махачкалу, в Минздрав с отчётом. Встал рано (дорога дальняя), приехал в министерство в начале рабочего дня, разложил бумаги, а нужную справку, оказывается, забыл взять с собой. Что делать? Поехал за ней. Прихватив нужную справку, вернулся в Махачкалу. Разложил бумаги, обнаружил, что забыл другой документ. Опять поехал. Пока ездил туда-сюда, ни разу себя не обругал, не обозвал нехорошими словами, а, напротив, ехал и пел всю дорогу.
— Ахмат Сулейманович, вот вы говорите, что себя надо любить. Видимо, поэтому себя любимого вы и откормили? А как тогда быть с тем мнением, что врач должен быть стройным и здоровым?
— (Смеется). Знаю, что после 18 часов кушать нельзя, но не сбрасывайте со счетов жизненный уклад ногайцев, у которых сытный ужин всегда был поздним. Ногайцы жили в степи, трудились весь день не покладая рук, а возвращались домой с заходом солнца. Утром уходили из дома голодные, обедали на ходу, только ужин основательный доставался.
— А может, свою невоздержанность прикрываем сказками о старине и обычаях?
— И с этим мнением я тоже согласен.
Вера Львова